Вице-адмирал Александр Иванович Бражник. На пути к лейтенантским погонам



— Учебу в Калининградском высшем военно-морском училище вспоминаю как лучшие годы в моей жизни, — рассказывает вице-адмирал Бражник Александр Иванович. — Нас, курсантов 1-го курса артиллерийского факультета ВВМУ имени М.В.Фрунзе, из Ленинграда направили на практику в Кронштадт, на крейсер «Комсомолец».



Во время практики корабль зашел в Балтийск. Всем курсантам — артиллеристам приказали построиться с вещами на юте. На построении объявили, что мы — теперь курсанты филиала ВВМУ им.М.В.Фрунзе, которое находится в Калининграде. Подошли автобусы, и нас перевезли к новому месту учебы. Так мы стали калининградцами. Аналогично поступили и с курсантами штурманского факультета Бакинского ВВМУ имени С.М.Кирова. На общем построении нас приветствовал новый начальник училища Герой Советского Союза капитан 1 ранга Пилипенко Владимир Степанович, в дальнейшем вице-адмирал.

Позже мы узнали, это был волевой, энергичный, целеустремленный человек, умеющий учить и строго спросить с подчиненных. Владимир Пилипенко сам окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе в грозном 1941 году и принял активное участие в Великой Отечественной войне. Назначенный на должность командира торпедного катера типа «Г-5» на Черноморский флот, лейтенант В.Пилипенко, участвуя в боевых действиях флота, провел более 50 боев с превосходящими по численности катерами врага, стал командиром звена торпедных катеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1944 года старшему лейтенанту В.С. Пилипенко было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Вице-адмирал Александр Иванович Бражник. На пути к лейтенантским погонам


Наш курс стал для Владимира Пилипенко в новой должности начальника училища, педагога и воспитателя будущих офицеров флота первым, и на нем экспериментировались все нововведения учебных программ и военно-патриотической работы. Многое из последнего любил проводить и сам Владимир Степанович. Он часами мог рассказывать о боевом пути своей прославленной катерной бригады, приводя яркие примеры мужества и героизма моряков-черноморцев. Это, безусловно, западало в наши души, и, наверное, не ошибусь, если скажу, что каждому курсанту хотелось быть похожим на них. Все это вместе взятое, курс лекций по истории ВМФ, боевой летописи Российского флота и выступления начальника училища, прославленного катерника минувшей войны, сформировали у меня устойчивое мировоззрение беззаветного служения Родине, своему народу. Это во многом помогло мне в первые годы моей лейтенантской службы на кораблях флота, а впоследствии сыграло существенную роль в продвижении по служебной лестнице.





Само училище на тот момент было запущенным, не имеющим современной учебной базы. Так вот, учитывая состояние училища, всех без исключения от курсантов до офицеров-преподавателей Владимир Степанович включил в процесс возрождения учебного заведения. Наш распорядок был таков: до обеда занятия, а после обеда работы по освоению территории и строительству учебной базы. Территория училища была небольшой. Начальник училища раздвинул границы альма-матер до железной дороги. По этому поводу у нас шутили: «Спасибо железнодорожникам, а то бы мы дошли до границы Калининградской области». Так что и трудовое воспитание пошло нам на пользу. Мы все могли делать своими руками, и это нам очень помогло в быту и семейной жизни.

Хочется сказать несколько добрых слов нашим командирам – фронтовикам Федору Гордеевичу Калинину, Ромуальду Францевичу Майсу. В таких условиях было учиться нелегко. С нас преподаватели спрашивали без всяких скидок на трудности, по полной схеме. Федор Гордеевич и Ромуальд Францевич всегда находили возможность подбодрить нас, привить любовь к морской службе. И сейчас мы нередко собираемся вокруг нашего командира Р.Ф.Майса и за «круглым столом» вспоминаем нашу учебу в одном из лучших военно-морских учебных заведений страны.