Полковник Александр Михайлович Балабанов. Воздушные асы над Балтикой



— Я прибыл в 246-й гвардейский авиационный истребительный полк 24-й гвардейской авиационной дивизии, который дислоцировался в то время на Балтийской косе, 11 ноября 1953 года, — поделился в беседе полковник Балабанов Александр Михайлович. — Сейчас там авиации уже нет. А тогда там размещались самолеты Б-6, а также зенитно-артиллерийский полк, береговая батарея. Так что войск на косе в 1953 году было очень много. В то время каждые 30 минут по каналу курсировал катер с шести утра до часа ночи. Там я прослужил до марта 1958 года.



Знаменательная встреча с дважды Героем Советского Союза Алексеем Ефимовичем Мазуренко произошла в штабе дивизии, куда случайно я зашел. Сразу узнал его, но тем не менее не стушевался, доложил, что прибыл в его распоряжение для дальнейшего прохождения службы. Он спросил, откуда я прибыл, выслушал и пожелал мне хорошей службы. Приятно было услышать это пожелание из уст такого известного в то время военного летчика.

Полковник Александр Михайлович Балабанов. Воздушные асы над Балтикой


А.Мазуренко был очень смелым, мужественным, грамотным летчиком. О нем говорили только хорошее. Те, кто с ним воевал, всегда отмечали его бесстрашие, во всех схватках он выходил победителем. Это был летчик от бога! Но еще он и как мужчина был видным. Настоящий красавец, с большими закрученными усами. Когда он командовал дивизией на Балтийской косе, ему было 36 лет, молодой. Он был стройный, подтянутый. Сразу чувствовалась военная выправка! Конечно, мы хотели походить на комдива. Им гордились даже матросы, которые служили в дивизии. А он постоянно был на аэродроме. В те времена ведь и матросы, и лейтенанты готовили самолеты к полетам. И он с ними был прост в общении, а уж когда надевал комбинезон, где нет знаков различия, то становился таким же, как все. Хотя каждый в дивизии знал его в лицо.





Разве это не уважение? Конечно, все это влияло на становление молодых офицеров. И на мое, в частности, тоже. У нас в полку было 12 Героев Советского Союза. В те времена это звание не было книжным. Оно шло, что называется, с нами по жизни. Мы все учились у таких летчиков, как Алексей Мазуренко. Командиром дивизии на косе он пробыл до декабря 1953 года, потом его направили служить в другой регион.

…А в мае следующего года командовать дивизией прибыл дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Его я знал очень хорошо, так как часто встречал. Он пришел на должность комдива, когда штаб дивизии находился уже в Мамоново. И мы летали с косы в штаб через залив. Десять минут — и там. Полеты осуществлялись на Як-12, Як-18. С комдивом я летал не один раз.

Полковник Александр Михайлович Балабанов. Воздушные асы над Балтикой


Виталий Иванович Попков был человеком высокой культуры, интеллигентный, он никогда ни на кого не повышал голоса. Пользовался большим уважением и авторитетом и у инженерно-технического состава, и у матросов. Это был прекрасной души человек. Он любил летать, делился своими знаниями с людьми, был очень доброжелательным. А Попкову ведь было 32 года. Он был моложе Мазуренко. Молодой полковник, на плечах которого — по три звезды, а на груди — две Звезды Героя. Молодцеватый, энергичный, с проседью в волосах. В годы войны он и горел в самолете, и падал. А бог его хранил.

Эти два офицера оказали на мое профессиональное становление больше влияния, чем кто-либо. Я благодарен судьбе за то, что мне довелось с ними служить, и всегда с гордостью вспоминаю дни нашей совместной службы.