Гвардии старший лейтенант Роман Узенберг — командир десантно-штурмовой роты



Известно, что военная служба измеряется не столько выслугой лет, сколько насыщенностью событиями, делами и результатами. Вот почему на флоте давно бытует мнение: «За год иной узнаешь меньше, чем за один походный день».
Только-только разменял свой четвёртый год офицерской службы гвардии старший лейтенант Роман Узенберг. Но он уже удостоен трёх военных наград и от взводного вырос до командира десантно-штурмовой роты. Что же произошло с молодым офицером, сумевшим за три предыдущих года совершить качественный рывок в служении Отечеству?

Ну, во-первых, как считает сам Р. Узенберг, ему повезло. Но повезло не в смысле счастливого билета на экзаменах жизни, позволяющего сделать карьеру даже самому дремучему невеже. А в смысле грамотных командиров-наставников, начиная с суворовского училища до бригады морской пехоты, которые вели целенаправленную работу по воспитанию и расстановке молодых кадров.

Во-вторых, это прочная военная жилка, которую Узенберг-младший перенял от своих родителей, и прежде всего от своего знаменитого деда генерал-лейтенанта в отставке И.Узенберга. Именно дед оказал главное влияние на мировоззрение внука в формировании чувства чести и воинского долга перед Отечеством.

В-третьих, это личные деловые и нравственные качества, воспитанные сначала в семье, а потом в Кронштадтском Морском кадетском корпусе, в суворовском училище Санкт-Петербурга и наконец в Московском высшем военном командном училище. Всё остальное зависело уже от самого нашего героя. Стоит добавить, что в первые же дни в морской пехоте Роман обрёл ещё и настоящего друга, с которым пошёл по службе плечом к плечу.

Гвардии старший лейтенант Роман Узенберг — командир десантно-штурмовой роты


Им стал гвардии лейтенант Дмитрий Шабанов. Такой же выпускник, назначенный командиром взвода в одну с ним роту. Друг — это третье плечо моряка, которое он подставляет под жизненные тяжести. Так считали на флоте издавна.

Первая проба морской соли на вкус для командира десантно-штурмового взвода гвардии лейтенанта Р.Узенберга состоялась раньше, чем он ожидал. Не прошло и трёх месяцев с момента принятия должности и сдачи всех положенных зачётов на допуск, как взводный отправился на Средиземноморье выполнять первое ответственное задание. Он возглавил группу антитеррора в дальнем походе на борту спасательного судна «СБ-921». Военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке обострялась, и российский флот стал на защиту интересов страны. Это была первая настоящая проба командирских качеств нашего героя, и эта проба на зрелость дала положительный результат.

Шесть месяцев гвардейцы охраняли корабль от возможных провокаций. И то, что их не было во время всего похода, в конце концов, и есть их заслуга. Демонстрация своего присутствия, особенно в виде постоянно проводимых учебных стрельб, наглядно показала, что судно идёт под надёжной защитой.

О дальних походах морской пехоты Р.Узенберг, впервые услышал в свою кадетскую юность. И не от кого-нибудь, а от самого командира бригады гвардии полковника Ю.Бойченко. На параде Победы, где он побывал вместе с дедом, тот познакомил внука с балтийскими морпехами. После этой встречи Роман сделал свой окончательный выбор.




Диплом с отличием позволил выпускнику выбирать место службы. Для училищных командиров не было секретом, что их питомец давно смотрит в сторону морской пехоты, и потому направление в гвардейскую Белостокскую бригаду было получено без труда.

Балтийская морская пехота встретила нового офицера с присущим ей сдерженным радушием. Дескать, прибыл — начинай служить сразу. Но первоначально каждому из прибывших в бригаду предстояло получить «аттестат «чёрного берета». Так образно на Балтике называют «лейтенантские курсы». Это было своеобразное введение в предстоящую службу. За две недели лейтенантам предстояло показать всё, чему научились за предыдущие годы, и познакомиться с тонкостями предстоящей службы.

Молодого командира взвода морякам представил командир десантно-штурмового батальона. Представил и вручил бразды правления. С этого момента, собственно, и началась офицерская биография нашего героя. Возвращаясь к вышесказанному, напомню, что первой серьёзной строкой в ней стал полугодичный дальний поход в Средиземноморье. Из похода и сам гвардии лейтенант Р. Узенберг, и его бойцы вернулись обогащённые опытом боевых вахт. Тут надо сказать, что за их отличное несение весь состав группы антитеррора получил награды, а сам гвардии лейтенант Р.Узенберг медаль «За воинскую доблесть» второй степени.

Далее служба Романа шла, как и у большинства его товарищей. Это можно назвать военной повседневностью, где разумное сочетается с сомнительным, а неоспоримое с необходимым.

Взвод гвардии лейтенанта Р.Узенберга и взвод гвардии лейтенанта Д.Шабанова по результатам в боевой подготовке шли рядом. Дружба и взаимопомощь их командиров поддерживались и бойцами в обоих взводах. На полигоне, во время ротных тактических учений и на высадках морского десанта подразделения действовали на одном направлении. Единственно, на учениях «Запад-2013» гвардейцы Р.Узенберга высаживались с воздуха, а подразделение его друга — с моря. За удачное десантирование, как говорят, на голову условного противника и умелое руководство боем командир взвода был награжден медалью Министерства обороны РФ «Генерал-армии В.Ф.Маргелов».

Ныне гвардии старший лейтенант Р.Узенберг назначен командиром десантно-штурмовой роты. Такой же ротой в десантно-штурмовом батальоне командует и его друг гвардии старший лейтенант Д.Шабанов. Друзья снова рядом в одной боевой связке.

Новая должность прибавила нашему герою и новых забот. Это его первая самостоятельная должность. Помимо чисто командных обязанностей в служебный кругозор ротного вошли и чисто хозяйственные проблемы. Тут и организация боевой подготовки, и обеспечение бойцов всем положенным для службы, и административные вопросы, и, конечно же, задачи воспитания. Особенно если учесть, что духовная закалка бойцов сегодня приобрела характер первостепенной задачи. Впрочем, это те обычные трудности, которые на пути к успеху преодолевают все командиры подразделений морской пехоты. Ведь флотский путь нашего героя ещё только начинается.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»