Балтийские морпехи на полигоне учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр



Полигон учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр встретил балтийских морпехов сорокаградусной жарой и пыльными бурями. Степной песок скрипел на зубах, и одежда пропитывалась потом, но гвардейцы подполковника Олега Сапогина напряжённо готовились к тактическому учению с боевой стрельбой.
Помимо балтийцев в мероприятии принимали участие еще четырнадцать зенитных ракетно-артиллерийских дивизионов Вооружённых Сил России. Конечно, это тактическое учение было рангом пониже, чем всеармейские состязания, но по его результатам также выставлялись оценки за профессиональное мастерство военнослужащих и выучку боевых расчётов.

В гвардейском соединении морской пехоты Балтфлота зенитчиков для поездки в Капустин Яр выбирали долго и основательно. Анализировали уровень подготовки каждого военнослужащего, профессиональных данных, результаты бригадных учений. В конечном итоге к моменту оправки выстроилось наиболее оптимальное боевое подразделение, готовое выполнить любую поставленную задачу. Были в нём и ветераны с солидным опытом, и те, кто только мечтал показать свои способности в настоящем деле. Дивизион на тактических учениях возглавил гвардии подполковник Олег Сапогин — выпускник Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени маршала Советского Союза А.М.Василевского.

Балтийские морпехи на полигоне учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр


В прошлом морпех Черноморского флота прибыл на Балтику по распределению. И не успев разобрать чемоданы с вещами, как через пять дней уже убыл со своими гвардейцами на тактические учения.

Обстоятельства, что привели О.Сапогина в ряды противовоздушной обороны, весьма курьезны. С детства он бредил авиацией, а когда его, золотого медалиста, зарубили на медкомиссии, страшно рассердился.

«Ах так!» — сказал он и поступил в престижную академию.

Об этом Олег рассказал в нашей беседе. На самом деле он твёрдо решил продолжать семейную традицию — защищать Отечество. А где и в каких войсках — было не важно.

Со своими гвардейцами командиру зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона пришлось знакомиться уже на полигоне, в ходе подготовительных мероприятий по допуску к боевым стрельбам. В степи, несмотря на пыльную завесу, все качества людей были видны как под микроскопом. Вот почему офицер уже через пару дней сделал вывод, что с такими специалистами можно выполнить любую, даже самую сложную задачу.

Сначала военнослужащие должны были получить допуск к учениям. Этот момент, по признанию многих участников, был наиболее ответственным. Офицеры учебного центра, которых инструктировал его начальник полковник Игорь Козлов, проверяли все до последних мелочей, начиная от устройства боевой техники, мер безопасности при её эксплуатации до общей организации и знаний участниками учений личных обязанностей. Причём качество сверялось с временными нормативами. К чести морпехов, допуск они получили, хоть и не без труда, но зато сразу. Сказалась, с одной стороны, боевая подготовка зенитчиков, которой в бригаде уделяют первостепенное значение, а с другой — качество подбора участников.

Балтийские морпехи на полигоне учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр


— Мы старались на учения такого уровня направить самых подготовленных и дисциплинированных моряков, — пояснил заместитель командира соединения по работе с личным составом гвардии майор Роман Коньков. — Желающих был много, но защищать честь морской пехоты Балтики удостоились только лучшие.

На этапе допуска и в последующих событиях тактического учения наиболее отличились стрелок гвардии матрос Алексей Овчинников и гвардии младший сержант Дмитрий Ватрушев.

Балтийские морпехи на полигоне учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр




Своими знаниями, умением и стремлением успешно выполнить задачу они поразили даже беспристрастных контролеров. Первый показал поразительное умение в обращении с переносным зенитно-ракетным комплексом, перекрыв норматив его приготовления к пуску. А второй оказался незаменимым на посту визуального наблюдения. Его способность обнаруживать воздушные цели, определять их тип и выдавать целеуказания едва ли были не самыми точными среди всех наблюдателей за воздушной обстановкой.

Когда же настал момент боевых стрельб, то тут о себе заявили ракетчики. Первым же пуском, произведённым командиром взвода ПЗРК гвардии старшим лейтенантом Антоном Черновым уже на седьмой секунде от начала боевого упражнения, поразил летящий со скоростью 510 метров в секунду беспилотный аппарат. Так, гвардейцы-белостокцы открыли счет своим успехам на учениях. Должен отметить, что экипажам ракетных комплексов предлагалось в ходе учений поражать воздушные цели на ходу и два пуска провести с короткой остановки.

Первый успех вдохновил и воинов зенитной артиллерии. Их задача была не менее сложной. «Шилки» вели стрельбу по имитатору вертолёта и по наземной цели, в частности, по макету бронетранспортера. В этом боевом упражнении преуспели гвардейцы командира самоходного зенитно-артиллерийского взвода гвардии капитана Леонида Кравцова. Все уже были уверены, что артиллеристы получат оценку «отлично», но впоследствии, когда контролёры осматривали цель, вместо трёх полагающихся следов поражения они обнаружили только два. Это обстоятельство позволило снизить оценку на один балл. Так или иначе, но за боевые стрельбы зенитчиков гвардейская бригада морской пехоты Балтфлота получила оценку «отлично». Правда, в целом за учения бригада получила «хорошо». Справедливости ради отмечу, что из четырнадцати зенитных дивизионов такого результата по итогам учений больше никто не получил. Нет сомнений в том, что морская пехота Балтики имеет надёжный «огневой зонт» от любого «железного дождя». Успех на тактических учениях не остался не замеченным командованием береговых войск. Командир дивизиона гвардии подполковник О.Сапогин и командир взвода ПЗРК гвардии старший лейтенант А. Чернов по итогам ответственных учений представлены к медалям «За воинскую доблесть» II степени.

Балтийские морпехи на полигоне учебного центра боевого применения войск ПВО Капустин Яр


Впрочем, не только зенитчики соединения морской пехоты БФ демонстрировали своё ратное мастерство на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Расчёты зенитно-ракетного полка береговых войск Балтийского флота выполняли стрельбы из зенитных ракетных комплексов «Тор» по мишеням, имитирующим авиационную технику условного противника. Причём перед расчётами ЗРК стояла непростая задача уничтожить воздушные цели как с оборудованных позиций, так и с короткой остановки при движении в составе колонны. Стрельбы выполнялись по сложной мишени, имитирующей полёт средств воздушного нападения по траекториям, характерным для современных самолётов тактической авиации, крылатых ракет, планирующих авиабомб, беспилотных летательных аппаратов. Так же, как и морские пехотинцы, зенитчики береговых войск БФ поразили все цели и получили общую оценку «хорошо».

Стоит добавить, что в тактическом учении с боевой стрельбой приняли участие более 100 военнослужащих, и было задействовано свыше 20 единиц специальной военной техники и вооружения.

Также успешно отработали на полигоне Капустин Яр флотские часовые неба, на вооружении которых находятся ЗРК С-300. В тактическом учении полка соединения ПВО БФ приняли участие более 200 военнослужащих, было задействовано около 15 единиц специальной военной техники и вооружения. В состав боевых расчётов были включены молодые военнослужащие, призванные в полк нынешней весной.

На этот раз расчёты ПВО Балтийского флота вступили в противоборство с мишенями, имитирующими истребители, крылатые ракеты и другие средства воздушного нападения условного противника. Во время выполнения стрельб военнослужащие с высокой точностью поразили свыше 20 мишеней, которые были представлены ракетами-мишенями типа «Кабан», «Пищаль», представлявшими высотные, маловысотные и баллистические цели. Остаётся добавить, что на данный момент все расчёты противовоздушной обороны, задействованные в учениях на полигоне Капустин Яр, вернулись в места постоянной дислокации.

Юрий Шевченко, Юрий Дмитриев, «Страж Балтики»