Профессия — сапер. Без права на ошибку



Эта профессия требует от человека не только серьёзной и кропотливой подготовки, но особого склада характера, я бы сказал, даже особого внутреннего самоконтроля. Недаром народная мудрость не даёт саперу права ошибиться дважды. Отсюда следует, что к работе привлекаются самые талантливые, самые стойкие и, если хотите, самые нежные люди.

Зоной ответственности минеров гвардейского морского инженерного батальона является почти вся Калининградская область. Здесь, на самом западе России, земля начинена следами былых боёв минувшей войны, как сдобная булочка изюмом у хорошей хозяйки. Вот почему рабочий день командира саперной роты гвардии старшего лейтенанта Александра Попова всегда начинается с изучения заявок на производство разминирования, которые приходят сюда практически ежедневно. Поэтому перед утренним докладом командир роты обязан доложить, в какой район нынче отправляется группа минеров. Специфика службы заставляет всегда быть в разъездах. И застать подразделение в полном составе можно только вечером, когда все заявки выполнены.

Когда мы задали командиру роты вопрос о количестве взрывоопасных предметов, тот только махнул рукой. Потом раскрыл журнал учета разминирования, и перед нашими глазами появилась шестизначная цифра, больше похожая на счет в банке у успешного бизнесмена.

Профессия — сапер. Без права на ошибку


— Это только крупные взрывоопасные предметы, — пояснил гвардии старший лейтенант А.Попов, — минометные мины, снаряды, инженерные боеприпасы, а побочную мелочь в виде ручных гранат, выстрелов от немецких фаустпатронов, всевозможных запалов и детонаторов не учтёшь. Их хоть лопатой греби! В Калининградской земле на один кубометр вынутого грунта, приходится более килограмма вещественных следов былых боёв. Где уж тут сосчитать патроны всех калибров?

Взрывоопасные предметы обнаруживают в самых неподходящих местах. Вот только последний пример. Семьдесят лет в одном из центральных парков Калининграда гуляли люди и не подозревали, что прогуливаются рядом с немецкой минометной миной, которая все это время торчала из ствола рядом растущего дерева. Операцию по извлечению взрывоопасного артефакта произвела группа гвардии старшего лейтенанта Николая Геуда. Саперам часто доводится демонстрировать виртуозность работы с любым шанцевым инструментом. Тут и пила, и лопата, и пластиковый нож. В этом случае, чтобы сохранить жизнь раненому дереву, мину извлекли столярным методом выпиливания, но с хирургической точностью.

Подготовка сапера — дело кропотливое. Первичные теоретические знания связаны с изучением принципов действия и конструкциями различных мин прошлых войн и образцов, стоящих на вооружении армий вероятного противника. Наверное, поэтому в это подразделение случайных людей не берут, а стараются подыскивать наиболее образованных, грамотных ребят.





— Высшее образование, — убежден А.Попов, — придаёт человеку нашей профессии гибкость мышления и меру оправданного риска.

Гвардии старший матрос Александр Котляров как раз относится к такому типу моряков. Инженерная составляющая мышления обнаружилась у него в Тюменском университете физической культуры. Тесты подтвердили, что гвардеец может быть сапером. По сути дела, для командира роты такой моряк был ценной находкой.

— У меня в подразделении, — с гордостью подчеркивает гвардии старший лейтенант А.Попов, — все моряки — сплошные таланты. Для всех их боевая специальность стала и профессией и судьбой.

Александр Котляров заключил свой первый контракт с Минобороны и уже вошел в число наиболее подготовленных специалистов. Свою первую мину он извлек из земли у дороги под Черняховском. И хотя у сапёров не принято считать уничтоженные боеприпасы, командир роты поведал, что на его счету их более двух сотен.

Профессия — сапер. Без права на ошибку


Впрочем, это сущий мизер. У опытных военнослужащих, как у гвардии прапорщика Андрея Кендика, их уже давно перевалило за несколько тысяч. Вот почему в сапёрной роте сложились особые взаимоотношения между ветеранами и новым поколением гвардейцев. Здесь, как нигде в другом месте, мнение ветерана рассматривается не как рекомендация, а как руководство к действию.

Занятия по специальной подготовке в роте гвардии старшего лейтенанта А.Попова всегда проводятся с непререкаемой точностью. Для любого из бойцов это и познания нового, и инструкция победы. Ни у кого не вызывает сомнения, что для успешности работ навыки минного дела требуют постоянной тренировки.

Александр Попов — выпускник Нижегородского института инженерных войск, обладатель высшего знака отличия военного образования. Но его золотая медаль — это только стартовый двигатель служебной карьеры. Его пример исполнения воинского долга становится стимулом для подражания подчиненным. Вот почему саперная рота сплошь укомплектована контрактниками. Моряки, пришедшие служить в это подразделение, приобретают инженерные знания уже через полгода профессиональной подготовки и становятся настоящими специалистами своего дела. Конечно, умение и сноровка приходят со временем. Но ведь и классность — категория не постоянная. Её рост был равен произведению опыта на время.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»