Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов



Силы обеспечения учений были сосредоточены в районе ожидания почти за двое суток до начала событий. Их задача была простой: исключить возможность проникновения проходящих судов в район ракетной стрельбы и тем самым создать условия для безопасности их мореплавания.



Тактическая ударная группа вышла в море несколько позже, только после того, как её корабли получили от штаба базы допуск к выполнению стрельб. Это была серьёзная проверка подготовленности экипажей, состояния боевой техники и корабельного оружия. Для балтийцев предстоящее мероприятие было еще и знаковым. Ведь последний раз такого рода и масштаба стрельбы главными ракетными ударными комплексами выполнялись аж… в 1993(!) году. Поэтому, представьте, какое волнение и беспокойство испытывали экипажи кораблей. Им предстояло выполнить ответственную задачу и в очередной раз, теперь уже практически, продемонстрировать высокую морскую выучку и профессионализм.

В рамках двустороннего тактического учения малые ракетные корабли Балтийского флота «Ливень» и «Пассат», ракетные катера «Р-257» и «Р-2» в составе двух корабельных ударных групп выполнили стрельбу крылатыми ракетами по сложным мишеням, имитирующим отряд кораблей условного противника. Руководил мероприятием боевой учебы командир Балтийской ВМБ капитан 1 ранга Игорь Осипов.

Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов


Выйдя на боевой курс, экипажи кораблей произвели пуски трех противокорабельных крылатых ракет, которые успешно поразили цели на дальности свыше 50 километров. Для выдачи целеуказания кораблям и объективного контроля за результатами стрельбы к учениям был привлечен самолёт Ан-26 морской авиации Балтийского флота.

Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов


Кстати, стоит отметить, что флагманским кораблём одной из ударных групп был МРК «Пассат». Капитан-лейтенант Роман Корчма командует им уже около двух лет и зарекомендовал себя перспективным офицером, как, впрочем, и его сослуживцы – командиры МРК «Ливнень» и РК «Р-257» капитан 3 ранга Александр Кирбай и капитан-лейтенант Александр Рыбаков. Почему выбор пал именно на этих офицеров, командир бригады капитан 1 ранга Алексей Апанович отметил:

— В первую очередь учитывался уровень подготовки самих офицеров, их экипажей и, конечно же, рекомендации командиров тактических групп бригады. Взять, к примеру, гвардейский ракетный катер «Р-257». Его включили в состав ударной группы по настойчивому ходатайству командира дивизиона гвардии капитана 2 ранга Георгия Мотузенко. Эта боевая единица долго не использовалась в подобных учениях вследствие укоренившегося мнения о том, что он уже староват для таких нагрузок. Тем не менее катер прекрасно справился с боевой задачей, доказав, что возраст катера — вовсе не препятствие для настоящей боевой учебы, когда на нём профессионально подготовленный экипаж.

Атаке, по легенде учений, должна была подвергнута группа кораблей условного противника из двух единиц, находящихся на переходе морем. Её имитировала сложная мишенная цель, составленная из судна-мишени, большого корабельного щита. Для маскировки условный противник применял пассивные средства радиоэлектронной борьбы в виде уголковых отражателей. Цели были выставлены на дистанции чуть более половины дальности полёта ракет. Атака проводилась в режиме «Успех», обеспечивающем максимальную точность пусков.





Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов


Командир БЧ-1 МРК «Пассат» лейтенант Геннадий Завьялов приступил к расчету маневра сближения с целью. От этого расчета во многом зависел успех ракетной атаки. За работой молодого штурмана активно наблюдал штурманский специалист тактической группы капитан-лейтенант Александр Чернов, готовый помочь своему коллеге, что называется, и словом, и делом. Подобные расчеты велись и вахтенным офицером боевого информационного поста старшим лейтенантом Евгением Винокуровым совместно с капитан — лейтенантом Станиславом Сергеевым. Все расчетные данные стекались на главный командный пост к командиру корабля. Через минуту капитан-лейтенант Р.Корчма уже докладывал руководителю стрельбы капитану 1 ранга И.Осипову о принятом решении. С этого момента корабли легли на боевой курс и на полном ходу стали приближаться к точке пуска ракет. Командир ракетно-артиллерийской боевой части старший лейтенант Андрей Зуев был не новичком в своем деле. За восемь лет службы у него на счету с десяток успешно выполненных стрельб и бортовым зенитно-ракетным комплексом, и всеми артиллерийскими системами. Потому он не чувствовал волнения ни за себя, ни за своих подчиненных. Целеуказания были приняты своевременно, предстартовая подготовка ракеты произведена, а на пульте прямо перед ним уже зажглось почти магическое слово «Успех».

Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов


Все было как на космодроме. Голос капитана 1 ранга И.Осипова, ведущий в эфире обратный отсчет, слышался почти торжественно. Когда же прозвучало долгожданное «Старт», над морем грянул ракетный гром. Для многих наблюдавших издали это был гром среди ясного неба.

Доклад: «Ракеты в воздухе!» стал сигналом к всеобщему ликованию. В том, что они попадут в цель, никто не сомневался. Доклады в штаб Балтийского флота об успешном выполнении ракетной стрельбы полетели в эфир немедленно. А капитан 1 ранга И.Осипов доложил о результатах учений лично командующему Балтийским флотом вице-адмиралу В.Кравчуку.

Ракетные корабли и катера БФ выполнили ракетные стрельбы на одном из морских полигонов


Пока два других участника учений возвращались к месту базирования, МРК «Пассат» направился к месту нахождения целей, чтобы оценить результаты. Главный объект атаки, стометровое судно — мишень, получил попадания в борт, и эти повреждения едва не привели к его затоплению.

Катерников в родной базе встречали, как героев, успешно выдержавших самый главный за последние годы экзамен. Прошедшая ракетная стрельба стала одним из заключительных эпизодов в ходе проверки за зимний период обучения соединения ракетных кораблей и катеров Балтийской военно-морской базы флота.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»