Боевая учеба саперов



Известно, что любая учеба требует внимательности, усидчивости, старания. Когда же сюда добавляют еще и отвагу, то не всякий понимает, что речь идет о боевой учебе саперов.

Программа обучения личного состава в 2014 учебном году достаточно насыщенна, в том числе и новыми ответственными мероприятиями. Поэтому не случайно десять дней над полигоном морской пехоты гремели взрывы, а весенний ветер с моря далеко разносил терпкий запах порохового дыма. В гвардейском морском инженерном батальоне завершались очередные сборы бойцов инженерно-саперных подразделений. Шло заключительное занятие, где демонстрировались боевые возможности минного оружия, которым оснащены береговые войска Балтийского флота. Состав участников сборов был смешанный. Среди бойцов были те, кто уже не в первый раз упражнялся во взрывном деле, и те, которые только ступили на поприще изучения минного дела. Их безошибочно можно было различить по восторженным взглядам и всплеску эмоций при каждом проведенном учебном взрыве.

Боевая учеба саперов


Как всегда, в таких мероприятиях принимали участие боевые друзья флотских инженеров бойцы инженерно – саперного взвода из соединения морской пехоты БФ. На этот раз подразделение «черных беретов» возглавлял молодой командир гвардии старший лейтенант Николай Лошенков. На недавнем учении «Запад-2013» морпехи совместно с инженерами высаживались в составе групп первого броска и по итогам маневров по праву заслужили высокую оценку.

– Сейчас, – пояснил командир взвода старший лейтенант Н.Лошенков, – состав взвода полностью сменился. Потому процесс подготовки специалистов начался заново.

Впрочем, и сам командир взвода был в числе тех, кто настойчиво пополнял багаж знаний, памятуя, что ему самому придётся обучать своих бойцов. Да и морпехи старались не отставать в учебе. Как тут лениться, когда сам командир усердно ведет конспект занятия? Кстати, об организации сборов.

Их руководитель, командир батальона гвардии майор Владимир Побрызганов строил учебный процесс, сочетая теоретический курс с практическим закреплением знаний.

Боевая учеба саперов


– Практика, – заявил он, – для минера – важнейшее условие для опыта. Мы подбирали на эту работу моряков с крепкими нервами и умением мыслить технически. Процесс формирования настоящего специалиста строится по схеме: знания – мышление – практика – опыт.

С такой постановкой вопроса трудно не согласиться, особенно если учесть, что цель учебных сборов – приобретение первых знаний – знакомство с саперным делом.

– Как успехи? – спросили мы у одного из молодых бойцов, который выполнял боевое упражнение.

Гвардеец слегка смутился и уклончиво ответил: «Особых успехов пока нет. Но с опытом, я думаю, они обязательно будут».

На помощь своему бойцу пришел командир взвода гвардии старший лейтенант Сергей Емелин. Он и его товарищ, тоже командир инженерного взвода, гвардии лейтенант Александр Попов были основным преподавательским составом в теоретическом и практическом курсе, потому не было оснований сомневаться в его мнении.

Боевая учеба саперов




– С заданием справился, – пояснил взводный за своего бойца. – Все положенные операции выполнил чисто. А значит, преодолел себя. Все проходят эту психологическую черту, за которой начинается путь к искусству взрывного дела.

Позже командир взвода познакомил нас еще с двумя гвардейцами, которые на полигоне тоже показали свои незаурядные способности. Гвардии матросы Иван Ермолаев и Алексей Кайряк «на гражданке» ничего общего не имели с инженерными боеприпасами. И по их собственному признанию, не очень обрадовались, когда их определили в минёры. Первый толчок к освоению своей отважной профессии оба друга получили после посещения музея боевой славы батальона. Думается, что в сознании парней сработало чувство сопричастности.

– Когда мы увидели фотографии наших сверстников прошлых лет, – пояснил гвардии матрос И.Ермолаев, – то как-то поневоле всплыл вопрос: они смогли, так почему же мы не сможем?

Справедливости ради, хочется отметить, что решимости парням добавили и рассказы сослуживцев, которые уже участвовали в боевом разминировании. Только за три месяца нынешнего года минеры батальона обезвредили тысячу восемьсот взрывоопасных предметов времен давно минувшей войны.

Впрочем, примеров на сборах было достаточно. Бойцы осваивали методы подрыва инженерных зарядов различными способами. Изучалась техника использования электродетонаторов для дистанционного подрыва. Саперы учились по таблицам рассчитывать необходимое количество взрывчатки для разрушения различных конструкций инженерных заграждений.

– Конечно же, – пояснял командир батальона гвардии майор В. Побрызганов, – за десять дней невозможно объять необъятное. История минного дела насчитывает уже несколько веков, но сборы заложили практический базис для дальнейшей службы.

В ходе мероприятия особенно интересным для военнослужащих был раздел установки и поиска мин различными способами. Один этап проходил в светлое время суток, другой – ночью.

Боевая учеба саперов


Именно этому этапу учения было определено быть наиболее сложным. Отрабатывалась тактика проделывания проходов в минных заграждениях в условиях скрытности. Хотя учебные мины были выставлены засветло, практически все знали их расположение, да вот отыскать их в темноте было делом очень нелегким. В конце концов все установленные мины были найдены и обезврежены. Вот только комбат сделал замечание.

– Ну, мины обнаружили, – говорил он, подводя итоги занятия. – А вот со скрытностью дело обстоит хуже. В боевых условиях работу минеров сразу же бы обнаружил противник.

Это был, пожалуй, единственный серьёзный упрек в период сборов. И он был принят с пониманием. В целом же сборы завершились продуктивно. Результат организованности и качества учебного процесса получил положительную оценку со стороны командира полка гвардии полковника Игоря Гришина, который лично наблюдал его отдельные эпизоды.

– Самое главное, – подчеркнул он, – что подобные мероприятия позволяют не только получить и пополнить запас знаний и практических навыков минного дела, но и пройти курс психологической подготовки в обращении с инженерным боеприпасом. Другими словами: научиться управлять своими эмоциями, приобрести чувство профессиональной отваги.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»