Первым делом – летать



В городе Черняховске авиаторы провели учебно-тренировочные полеты, готовясь к выполнению задач по боевому применению и заправке самолетов в воздухе. В небо поднимались Су-27, Су-24 М и вертолет Ми-8.

Вообще, полеты для летчиков авиационной базы ВВС, которой командует гвардии подполковник Максим Юрченков, – дело обычное. Четыре раза в неделю они выполняют задачи летной подготовки. Помешать может только ненастная балтийская погода: шквалистый ветер, густой туман. А так... Полеты для людей в синих комбинезонах – как наркотик. Достаточно несколько раз оторваться от земли – и от «болезни» уже не найти лекарства.

На КП военного аэродрома нас встречает штурман самолета Су-24 М старший летчик гвардии старший лейтенант Виталий Пономарев. Пока едем в машине по аэродрому, говорит, что даже в плохую погоду, как сейчас, в дождь самолеты поднимаются в небо. И истребители, и штурмовики, что называется, всепогодные. В любую погоду, в любое время суток они готовы подняться в небо и выполнить поставленную задачу.

На разведку погоды вылетал заместитель командира по летной подготовке гвардии подполковник Петр Ткачев. На предполетных указаниях он обрисовал картину неба. Облачность, видимость... Определил более удобную зону для полетов. А вот старший штурман авиаотряда гвардии подполковник Сергей Клепцов напомнил о внимательности. Калининградская область – маленькая, везде границы.

Сегодня полеты стали более насыщенными. Самолеты живут на земле, а работают в небе. Таков порядок вещей, благодаря которому рождается летчик. В последнее время полеты проходят четыре раза в неделю по восемь часов. Средний налет авиаторов более 100 часов. Об этом мы говорим с гвардии капитаном Антоном Пыриковым.

– Летчик должен летать, чтобы не утратить навыки и уровень своей подготовки, - считает он. – У нас сейчас были полеты над морем. Выполняли задачи во взаимодействии с кораблями. А так почти каждый день – проверка пунктов наведения, учебно-тренировочные полеты, как сегодня, отработка задач с береговыми войсками.

Свои задачи на КДП (командно-диспетчерский пункт) у руководителя полетами гвардии майора Алексея Филиппова. Он расположился за пультом выносной системы индексации посадки, куда поступает вся информация с радиолокаторов. Здесь рядом с ним обслуживают полеты начальник метеослужбы гвардии капитан Дмитрий Манылов, старшие помощники гвардии капитаны Олег Бухал и Станислав Водопьянов.




В это время очередной самолет заходит на посадку. После выполнения полетного задания своими впечатлениями делится командир авиационного звена гвардии майор Рудольф Шекуров, который выполнял полеты со сложным пилотажем и боевым маневрированием на средних и больших высотах.

– В полете выполнял виражи на максимале, на полном форсаже, пикирование, горки с углом 60 градусов, полуперевороты, косые петли, боевые развороты по типу косой петли, перевороты, петлю Нестерова, горизонтальные бочки, – говорит он. – Сложнее всего – это боевое маневрирование. Сегодня – сложные метеоусловия. Высокая облачность. Ищу места, где этой облачности нет. Потому что данное упражнение должно выполняться вне облаков. Перегрузка была до 6 единиц. Самая большая перегрузка на входе и на выходе из петли.

Чуть позже из полета возвращается и командир авиагруппы гвардии подполковник Максим Юрченков.

Говорим с ним об уровне подготовки летного состава, о предстоящих задачах.

– В перспективе у истребительной авиации – поражение воздушного противника, у бомбардировочной авиации – выполнение полетов на групповую слетанность. Это своеобразный этап подготовки к задаче по дозаправке в воздухе. В планах – выполнение боевого применения по наземным целям, – отмечает командир.

Говорит, что раньше летчики уже выполняли полеты по дозаправке в воздухе. Должно быть подготовлено не менее 50 процентов летного состава. Тут важно понять, что это наиболее сложный вид подготовки. Учитывается и близость заправщика, и скорость движения. Ювелирная работа.

– Темпы боевой подготовки летного состава растут. И для этого делается все возможное, – продолжает Юрченков. – Хочется надеяться, что летать мы меньше не станем. Знаю, что есть заказы новой авиационной техники. Ремонтируется взлетно-посадочная полоса в Чкаловске. Одним словом, перспективы на флоте есть. А летчик… Он должен постоянно совершенствовать свое мастерство, готовиться к выполнению всех видов полетов и боевого применения. Для каждого из нас, кто выбрал эту профессию, это очень важно.

Юрий Дмитриев