Вдали от родных берегов



За время дальнего похода СКР «Ярослав Мудрый» вертолетчики БФ выполнили более 60 взлетов и посадок на борт корабля.

Напомню, что с 17 декабря 2012 года Ка-27 ПС морской авиации БФ базировался на сторожевом корабле «Ярослав Мудрый», отправившемся на боевую службу в Средиземное море. Спустя практически семь месяцев авиаторы вернулись домой, на базу в поселок Донское Калининградской области.

Командир спасательного отряда Ка-27 гвардии майор Алексей Забродин и штурман гвардии майор Сергей Юзеев делятся впечатлениями от прошедшей вдали от родных берегов службы.

201 сутки вертолет морской авиации базировался на корабле, находившемся в дальнем походе. Вместе с моряками летчики прошли Балтийским морем, Датскими проливами, Северным морем, Ла-Маншем, Бискаем и через Гибралтар вошли в Средиземное море. Во время плавания они посетили Валетту на Мальте, Пирей в Греции, Бейрут (Ливия) и Лимассол на Кипре.

– Мы выполняли полеты по вскрытию надводной обстановки, то есть по поиску надводных кораблей, проведению воздушной разведки, – говорит Алексей. – Также выполняли полеты с посадкой на палубу корабля для повышения мастерства пилотирования. Осуществляли перевозку личного состава. По плану боевой подготовки, высаживали досмотровые группы морской пехоты на корабли.

…Зимой летчики в небо не поднимались, штормило. В Северном море попали в 5-балльный шторм. Хотя к этому были готовы. В Ла-Манше 9 дней стояли на якоре, ждали пока пройдет шторм в Бискайском заливе.

Полеты начались с заходом в Средиземное море. Здесь уже было тепло и тихо. Метеоусловия были несложными. Перед началом полетов поменяли кран гидросистемы. Старый сломался. Пришлось заказывать другой, ждали какое-то время, пока корабли Черноморского флота доставят его из Новороссийска.

– Мы занимались обеспечением флота, – продолжает Алексей. – В составе нашей группировки до 6 военных кораблей Балтийского, Северного и Черноморского флотов, а также танкер.

К слову, авиагруппа на корабле состояла из 9 человек. Это четыре авиатора из состава экипаж Ка-27 ПС: гвардии майоры Алексей Забродин, Сергей Юзеев, бортовой техник гвардии старший лейтенант Владимир Баженов, фельдшер-спасатель гвардии прапорщик Андрей Антонюк и четыре техника – гвардии майор Алексей Пестов, гвардии старшие лейтенанты Вячеслав Жучков, Сергей Шляхтыч, прапорщик Андрей Блиндеров, а также руководитель полетов гвардии капитан Александр Чурсин.




Длительных боевых служб у сегодняшних авиаторов немного. УАлексея Забродина и у Сергея Юзеева такой поход первый. Они сами не ожидали, что так долго пробудут в морях. Но служба есть служба. А вообще, у Алексея это уже пятый выход на корабле. У Сергея – второй.

– Во время одного из вылетов обнаружили авианосец «Эйзенхауэр», – говорит Алексей. Он считает это своего рода удачей. – Подлетели к нему, посмотрели. В небо поднялся иностранный вертолет. Покружились в паре. Потом ушли на свой корабль.

Затем «Ярослав Мудрый» подошел ближе. Бросил якорь в нескольких километрах от авианосца. А на нем начались интенсивные полеты авиации. Посмотреть было на что! В небо поднимались десятки самолетов и вертолетов ВВС США.

– Я люблю авиацию, – скромно произносит Алексей. – Мой отец – военный летчик. Детство прошло на аэродроме в Храброво. Для меня гул самолетов – это в определенной степени – музыка. Когда смотрел на американский авианосец, думал: «Красиво летают!» Я окончил среднюю образовательную школу №22 в Калининграде. Сидел за партой и мечтал стать летчиком. Грезил о небе. В 1997 году после окончания Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков пришел на флот. Так здесь и служу. Сначала летал на Ми-8, теперь на Ка-27.

И Алексей и Сергей приобрели в этом дальнем походе бесценный опыт службы в оторванности от базы. Ну, например, сегодня у каждого есть четкое понимание того, что полет вертолета в море – на вес «золота», ведь ресурсы одиночного корабля вдали от родных берегов ограничены, в том числе и по авиационному топливу. А это значит, его надо беречь. И иметь всегда запас топлива на «черный» день. Даже если этот день никогда не наступит.

Во время дальнего похода СКР «Ярослав Мудрый» вертолетчики Балтийского флота выполнили более 60 взлетов и посадок на борт корабля. План по этому одному из самых сложных элементов пилотирования перевыполнен. Однако общий налет у летчиков, отправившихся в Средиземное море, оказался ниже, чем у тех, кто остался в базе. Тем не менее они намерены наверстать упущенное уже в ходе предстоящих крупномасштабных учений «Запад-2013», где вертолетчики Балтфлота примут самое активное участие.

Юрий Дмитриев