Генерал-майор юстиции Александр Антюфеев рассказывает об истории образования военной прокуратуры БФ



В декабре прошлого года мы начали цикл публикаций, рассказывающих об истории военной прокуратуры Балтийского флота и посвящённых 95-летию со дня её основания. Сегодня военный прокурор Балтийского флота генерал-майор юстиции Александр Антюфеев рассказывает об истории образования и о довоенном этапе развития военной прокуратуры БФ (1922 — 1941 гг.)
История военной прокуратуры Балтийского флота неразрывно связана с историей развития самого флота. Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой кардинальное изменение государственных, политических и общественных институтов нашей страны, в том числе и её Вооружённых Сил. Строительство и развитие флота в период между двумя мировыми войнами определялись экономическими возможностями страны, необходимостью в короткие сроки возродить флот, способный защитить стратегические интересы государства на Балтике.

Его становление происходило в тяжёлых условиях: к этому времени флот потерял значительную часть корабельного состава, лишился опытных и знающих своё дело командиров и квалифицированных моряков, испытывал большие трудности в материально-техническом обеспечении.

Начальный период строительства Балтийского флота (1921 — 1928 гг.) был периодом восстановления, ремонта и достройки кораблей, заложенных до октября 1917 года. Одновременно в нескольких военно-учебных заведениях страны шла подготовка флотского командного состава. К маю 1928 года была разработана новая кораблестроительная программа. Она предусматривала строительство новых кораблей до эскадренного миноносца включительно и реализовывалась до 1937 года. В 1938 году на Балтике начался этап строительства большого морского и океанского флота (линкоров, лёгких и тяжёлых крейсеров, эсминцев и подводных лодок). Однако его завершению помешала развязанная фашистской Германией Вторая мировая война.

Всё это позволяет с уверенностью сказать с что спустя всего несколько лет после Октябрьской революции Балтийский флот стал постепенно обретать современные черты, укреплялась его боевая мощь, формировались политические структуры и правовые институты флота.

В таких условиях создание военной прокуратуры Балтийского флота было неизбежным, так как первые же годы существования советской власти показали острую необходимость наличия структуры, осуществляющей надзор за соблюдением законов. Это возрождение проходило в условиях объективных трудностей: революция, перерыв правовой преемственности в армии и на флоте, болезненный этап становления и развития молодого советского государства.

У истоков создания и становления военной прокуратуры на Балтике стояли преданные делу укрепления законности сотрудники, как правило, военные моряки. Это были люди особого склада, закалённые в огне революционных событий и Гражданской войне. Свой труд, знания и опыт, а порой и жизни они, не раздумывая, отдавали во имя высокой цели — укрепления мощи и процветания родного Отечества. В переломный период развития молодого советского государства, когда формировалась его законодательная база, активно строились принципиально новые армия и флот, работники военной юстиции твёрдо стояли на страже закона и порядка.

Генерал-майор юстиции Александр Антюфеев рассказывает об истории образования военной прокуратуры БФ


Первым руководителем военной прокуратуры Балтийского флота и Кронштадтской крепости был 31-летний Захар Павлович Фёдоров, родившийся в семье рабочих и прошедший славный путь от матроса 2-й статьи на Балтийском флоте до временно исполняющего обязанности военного прокурора Балтийского флота и Кронштадтской крепости. В его карьере были должности писаря 1-й статьи, машиниста, следователя и председателя реввоентрибунала, помощника военного прокурора Балтфлота и Кронкрепости. Участвовал он и в военных действиях — в боях морских и красногвардейских частей на острове Оланд против белогвардейских частей генерала Маннергейма, в операции крейсера «Олег», в подавлении восстания на форте Красная Горка, в ликвидации Кронштадтского мятежа и ингермандландских банд в Сойкинской волости.

Именно он подписал приказ по прокуратуре флота № 1 о фактическом сформировании военной прокуратуры.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны военную прокуратуру Балтийского флота поочерёдно возглавляли Михаил Козьмин, Петр Петров, Абрам Герштейн, Александр Колесников, Павел Войтеко, Иван Стурман, Илья Гай, Павел Гаврилов. Многие прошли огненными дорогами войны, затем служили в армии и на флоте. Но всех их отличала искренняя вера в правоту того дела, которому они посвятили свою жизнь.

Надо сказать, что с самого начала своего существования органы военной прокуратуры Балтийского флота вели активную работу по обеспечению сохранности социалистической собственности и военного имущества. Много сил и энергии они отдавали организации работы военной прокуратуры, комплектованию её кадрового состава, обучению специалистов.

Они постоянно вели работу по обучению военных дознавателей, привлечению к отправлению правосудия флотской общественности. В июне 1923 года военным прокурором флота Михаилом Васильевичем Козьминым в адрес политуправления флота было направлено письмо с предложением о введении на центральных курсах Красного Флота преподавания основ юридической науки для общественных обвинителей. Руководством прокуратуры принимались меры по совершенствованию методов управления подчинёнными при осуществлении надзора за предварительным следствием. В те далёкие времена военная прокуратура уже выступала как координирующий орган в вопросах работы правоохранительных органов по укреплению законности и в борьбе с правонарушениями. Деятельность прокуратуры по надзору за точным исполнением законов велась параллельно с участием прокуроров в разъяснительной работе, столь важной для ознакомления моряков-балтийцев с советскими законами. Широко практиковалось участие работников военной прокуратуры в собраниях личного состава.




Генерал-майор юстиции Александр Антюфеев рассказывает об истории образования военной прокуратуры БФ


Большое внимание уделялось вопросам защиты прав военнослужащих. С целью искоренения бюрократизма при разрешении жалоб военным прокурором флота М. Козьминым 11 мая 1927 года был издан приказ, в котором, в частности, указывалось: «Замечено мною, что сотрудники военной прокуратуры не всегда охотно дают справки по телефону военнослужащим, требуя, чтобы они пришли в военную прокуратуру. Подобное считаю ненормальным и особенно сейчас при нашей общей борьбе с волокитой и бюрократизмом, с одной стороны, и чрезмерной занятостью личного состава в связи с началом летней кампании. Предлагаю давать справки в часы, отведённые для приёма по телефону, о чём делать оповещения, свести до минимума вызов в военную прокуратуру для объявления результатов рассмотрения жалоб, сообщать нужные сведения по телефону, когда это допустимо».

Значительное число работников в органы военной прокуратуры приходило из воинских частей и корабельных экипажей. Именно флотская закалка в последующем помогла им стойко и мужественно сражаться и работать в период Великой Отечественной войны. Многие из них долгое время работали в прокуратуре и в послевоенный период, воспитывая новые поколения военных следователей и прокуроров. Опыт ветеранов не потерял своего значения до настоящего времени.

С каждым годом улучшалась организация деятельности военной прокуратуры флота, совершенствовались формы и методы её работы, укреплялась связь с командованием и политическими органами. Военная прокуратура принимала активное участие в повседневной жизни флота. В 1931 году было принято решение о закреплении частей и соединений флота за конкретными оперативными работниками военной прокуратуры.

Деятельность военных прокуроров не оставалась без внимания советского правительства. Так, в связи с 10-летним юбилеем советской прокуратуры нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета СССР К. Ворошилов, объявляя 25 октября 1932 года в своем приказе приветствие военной прокуратуре, отметил её значительные достижения в борьбе за революционную законность с нарушителями революционной дисциплины и призвал работников военной прокуратуры активно помогать командованию и политорганам бороться за дальнейшее укрепление боевой мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Эта оценка в полной мере относилась и к деятельности военной прокуратуры Балтийского флота. Признанием таких заслуг явилось награждение военного прокурора флота Павла Войтеко и его заместителя Пантелеймона Кулакова именным оружием с выгравированной надписью: «Активному борцу за революционную законность».

В нашей памяти навсегда останутся драматические страницы истории, связанные с развернувшейся в стране в конце 30-х годов прошлого столетия волной политических репрессий, которая не миновала и офицеров военной прокуратуры Балтийского флота. В период с февраля 1938 по март 1940 года указанным репрессиями подверглись четверо из числа первых десяти руководителей военной прокуратуры флота (А.Колесников, П.Войтеко, И.Стурман и И.Гай). В последующие годы все они были реабилитированы, при этом двое — посмертно (И.Стурман по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР в 1938 году был расстрелян, а П.Войтеко, отбывая по приговору суда наказание, в 1945 году умер в местах лишения свободы). И.Гай, несмотря на длительное содержание под стражей в античеловеческих условиях, требования назвать и выдать других участников якобы антигосударственной группы, активного применения в ходе допросов физического насилия, не только не оговорил никого из своих сослуживцев, но и доказал свою невиновность, добился осуждения в 1940 г. сотрудников НКВД, расследовавших возбуждённое в отношении него дело, и был восстановлен на военной службе.

В 1939 году с началом Второй мировой войны советское правительство осуществило мероприятия, направленные на повышение обороноспособности государства. Они коснулись и военной прокуратуры. 31 мая 1939 года были сформированы три отдела военной прокуратуры: 1-й — в Ленинграде, 2-й — в с. Лебяжьем Ленинградской области, 3-й — в Петергофе. После вхождения в состав Союза ССР Латвии, Литвы и Эстонии штаб Балтийского флота, а вместе с ним и военная прокуратура в июне 1940 года были передислоцированы в Таллин. 18 ноября 1940 года в соответствии с приказом наркома ВМФ СССР отделы военной прокуратуры были переименованы в военные прокуратуры военно-морских баз. В такой структуре военная прокуратура Балтийского флота встретила начало Великой Отечественной войны.