Особенности деятельности командиров воинских частей и учреждений как органов дознания



Одним из важнейших институтов реализации государственной политики в области обеспечения законности и правопорядка в войсках являются органы дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
В настоящее время органам дознания в войсках, которыми являются командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники органов военной полиции ВС РФ, предоставлены законом уголовно-процессуальные полномочия.

К ним относятся предусмотренные законом меры по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, а также мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений. Орган дознания обязан принять и зарегистрировать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и провести по ним доследственные проверки в порядке, предусмотренном УПК РФ, изданной в его развитие Инструкцией о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденной приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора от 23.10.2014 № 150.

На орган дознания законом возложена обязанность по результатам доследственной проверки возбуждать уголовные дела или выносить процессуальные решения об отказе в их возбуждении, если сообщение о преступлении не подлежит передаче в иной правоохранительный орган.

В рамках возбужденных уголовных дел органы дознания проводят неотложные следственные действия, взаимодействуют с военной прокуратурой и военными следственными органами.

Наличие широкого спектра полномочий возлагает на органы дознания большую ответственность и возводит организацию деятельности командования в один из наиболее значимых инструментов по поддержанию законности и правопорядка в войсках. Именно от их работы во многом зависит своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств правонарушений.

Предоставленные полномочия органы дознания осуществляют в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, соединения, военного учреждения (гарнизона).

Необходимо отметить, что с 01.12.2015 реализация указанных полномочий возложена на начальников органов военной полиции по всем сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала.




Командиры воинских частей (учреждений) и начальники гарнизонов обязаны осуществлять уголовно-процессуальные полномочия только в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции в установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.

Надзорной деятельностью военной прокуратуры Балтийского флота установлено, что органы дознания в целом справляются с реализацией возложенных на них законом уголовно-процессуальных полномочий, а обязанности начальников органов дознания и дознавателей исполняют грамотные и добросовестные офицеры.

Однако следует отметить, что, к сожалению, положение дел в данной сфере далеко от идеального. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что не всегда командирами (начальниками) обеспечивается надлежащее исполнение требований закона и руководящих документов по организации работы органов дознания, в ряде случаев знания уголовно-процессуального законодательства дознавателей не соответствуют предъявляемым требованиям.

Безусловно, принципиальная позиция, занятая военными прокурорами при проверке порядка приема, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в поднадзорных органах дознания, не позволяет лицам, их совершившим, избежать уголовной ответственности.

С учетом повышения роли права и деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц в современной армии органами военной прокуратуры принимаются комплексные меры по совершенствованию работы органов дознания в войсках.

Не будет лишним отметить и то, что при возникновении каких-либо проблемных вопросов, связанных с организацией дознания, дознаватель или командир части всегда может обратиться в органы военной прокуратуры, где вне каких-либо сомнений будет оказана помощь, даны разъяснения и соответствующие рекомендации.

С учетом принимаемых мер дислоцированные на территории Калининградской области органы дознания ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, более взвешенно стали принимать процессуальные решения, значительно активизировав свою деятельность по пресечению преступлений в воинской среде.

Военный прокурор отдела надзора (за исполнением
законов при расследовании преступлений) ВП БФ подполковник юстиции Д.Н. Гончаренко