Право на дополнительный отдых или денежную компенсацию за сверхурочную службу



Реализация права на дополнительное время отдыха или денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха в связи с привлечением военнослужащих по контракту к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Статья 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует право военнослужащего на нормированное служебное время и право на отдых.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенность ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заключается в том, что по способу изложения она является отсылочной, т.е. при такой форме изложения правовой нормы не приводятся все ее структурные элементы, а подразумевается отсылка к другим родственным статьям, в данном случае к ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Надо понимать, что продолжительность рабочей недели для исполнения должностных обязанностей военнослужащих по контракту устанавливается регламентом служебного времени командиром воинской части или соединения с учетом вида и рода войск Вооруженных Сил, задач, стоящих перед воинской частью, времени года, местных и климатических условий. Регламент служебного времени разрабатывается на период обучения.

С учетом особенностей выполнения мероприятий (на время боевых стрельб, полевых выходов, проведения учений, маневров, походов кораблей, несения боевого дежурства (боевой службы), службы в суточном наряде и других), которые проводятся в войсковой части (соединении), регламент служебного времени может уточняться командиром воинской части (соединения).

При различных вариантах рабочей недели (пять рабочих дней, шесть рабочих дней), которая установлена регламентом служебного времени, рабочая неделя для военнослужащих по контракту не может быть установлена продолжительностью более 40 часов в неделю, так как это бы противоречило действующему законодательству. Для привлечения военнослужащих по контракту к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени необходимо отдельное указание командира части (соединения) с обоснованным выполнением конкретных мероприятий.

В п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что привлечение военнослужащих по контракту к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее по тексту — Положение).

В п. 1 приложения N 2 к Положению указано, что учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется — сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.

Далее в п. 2 приложения N 2 к Положению указано, что форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Министерстве обороны Российской Федерации форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха установлена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

В п. 3 приложения N 2 к Положению указано, что, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.

Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.

В п. 4 приложения N 2 к Положению указано, что сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» (далее по тексту — Перечень мероприятий).

Дополнительные сутки отдыха, компенсирующие военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются п. 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, а именно время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.




Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В Министерстве обороны Российской Федерации данный порядок определен Приказом Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха».

Пункт 4 Приказа Министра обороны от 14 февраля 2010 г. N 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» признал утратившими силу п. п. 7 - 9 и 12 Перечня мероприятий. Следовательно, такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп и нахождение на кораблях 30 процентов и более офицеров, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в зависимости от графика боевого заместительства), для поддержания установленной боевой готовности перестали относиться к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, и в соответствии с этим выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за эти мероприятия не предоставляются. В случае если эти мероприятия проводятся сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, то за эти мероприятия может быть предоставлено только дополнительное время отдыха в соответствии с приложением N 2 Положения о порядке прохождения военной службы.

В связи с тем что п. п. 7 — 9 и 12 Перечня мероприятий утратили силу, командир воинской части потерял право привлекать военнослужащих по контракту к исполнению этих мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. В связи с этим, если военнослужащие по контракту привлечены к таким мероприятиям в выходные или праздничные дни (все эти мероприятия суточные), командир обязан предоставить за привлечение к таким мероприятиям 24 часа отдыха, что при 5-дневной рабочей неделе составляет 3 дня отдыха.

В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

Из анализа вышеуказанных правовых норм автор приходит к выводу, что, если у военнослужащего по контракту возникло право на дополнительное время отдыха в связи с привлечением его к исполнению служебных обязанностей в рабочие, выходные или праздничные дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, в целях реализации своего права на дополнительное время отдыха, военнослужащему по контракту необходимо обратиться с рапортом к своему командиру (начальнику). Данный рапорт необходим, чтобы командир, обладающий полномочиями на предоставление дополнительного времени отдыха, четко понимал волеизъявление военнослужащего на предоставление дополнительного времени отдыха. Написание рапорта не позволит допустить в дальнейшем возникновения спорных ситуаций о предоставлении военнослужащему по контракту дополнительного времени отдыха. В рапорте военнослужащему по контракту необходимо указать, каким образом он хочет реализовать свое право на дополнительное время отдыха (время на отдых предоставить ему в другие дни текущей недели или в другие дни последующих рабочих недель или присоединить к основному отпуску). В случае большого количества времени отдыха следует указать в рапорте, сколько времени на отдых предоставить к основному отпуску, сколько времени предоставить в другие дни текущей недели, сколько времени на отдых предоставить в последующие дни недели.

Также военнослужащий по контракту, участвующий в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в рапорте должен указать, хочет ли он, чтобы ему предоставили сутки отдыха или выплатили денежную компенсацию.

По каждому рапорту, поданному военнослужащим на предоставление дополнительного времени отдыха, командир в установленные законом сроки обязан принять решение с учетом поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы и это решение довести до военнослужащего.

Отказ командира или непринятие решения (бездействие) в рассмотрении рапорта военнослужащего по контракту о предоставлении дополнительного времени отдыха будет являться прямым нарушением права военнослужащего, что дает ему основание на отстаивание своих прав как в административном, так и в судебном порядке.

Действующим законодательством не предусмотрено ограничение по продолжительности предоставления дополнительного времени отдыха военнослужащим по контракту. Величина времени предоставления военнослужащим по контракту дополнительного времени отдыха зависит лишь от длительности привлечения военнослужащих по контракту к исполнению ими служебных обязанностей в рабочие, выходные или праздничные дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или длительности привлечения военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.

В случае нарушения законных прав, военнослужащие войсковых частей, дислоцированных в г. Калининграде, могут обращаться за их защитой в военную прокуратуру Калининградского гарнизона по адресу: г. Калининград, ул. Шиллера д.3а.

Военная прокуратура Калининградского гарнизона