27 декабря — 25 лет МЧС России



— Флот привил мне чувство долга, умение быстро принимать решения и нести за них ответственность — качества, без которых современному спасателю не обойтись, — говорит заместитель начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) — начальник управления гражданской защиты капитан 1 ранга Георгий Мхитаров.
27 декабря — 25 лет МЧС России


В 1992 году лейтенант Георгий Мхитаров окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище по специальности штурман и был распределён на другой конец России — в Балтийск. Служить попал в бригаду десантных кораблей Балтийского флота командиром боевой части на средний десантный корабль СДК-79. Молодому лейтенанту повезло с самого начала офицерской карьеры. Буквально через две недели корабль отправился в уникальный по тем временам поход. Командование флота решило направить СДК-79 в Набережные Челны — забрать необходимое оборудование и строительную технику для организации работ по улучшению водоснабжения Балтийской ВМБ. До Санкт-Петербурга корабль шёл морем, а далее по рекам и каналам до конечного пункта маршрута. Для всего экипажа и в первую очередь штурмана — это была сложная и ответственная задача. Навигация по внутренним водным путям имела свои специфические особенности.

— Не имея достаточного опыта хождения морем, мне представилась возможность получить большой опыт плавания по внутренним судоходным путям, — рассказывает Георгий Борисович. — Многое было удивительным. Например, первое прохождение шлюзов — гигантских инженерных сооружений, пропускавших в сутки сотни судов, барж и катеров. Поражал масштаб возведённых человеческими руками строений. Надо было видеть, как в шлюз заходят сразу три судна водоизмещением до двух тысяч тонн каждое! Все действия ограничены по времени. Нужно успеть подать швартовый, закрепиться, подняться и пойти дальше. Для моряков военного корабля дело непривычное. Всего мы прошли порядка 11 шлюзов. На обратном пути действия экипажа были настолько отработаны, что на эти операции уходили считанные секунды.

Как штурману лейтенанту Г.Мхитарову многое пришлось осваивать на ходу, общаться с опытными лоцманами. Интересные оказались люди. Великолепно знали не только навигационные особенности водных артерий России, но и историю тех мест, где пролегал маршрут десантного корабля. На переходе у него были закрашены бортовые номера, Военно-морской флаг заменён на государственный и основательно зачехлено единственное орудие. Словом, обычное гражданское судно. Во время плавания случалось немало интересных, а порой и курьёзных историй.

— Загрузив оборудование на корабль, мы готовились покинуть гостеприимный город на Каме, — вспоминает Георгий Борисович. — Но вот незадача — день выхода назначили на понедельник. Для флота плохая примета. Так оно и получилось. В первый же час похода дозорный доложил о том, что танковый трюм корабля практически на полметра залит водой. Трубоукладчик весом 50 тонн при погрузке на корабль повредил резиновую прокладку аппарели. Пришлось вернуться. Механики устранили неполадку, и мы отправились в плавание, которое продлилось недолго. Вскоре вышло из строя рулевое управление. Командир капитан 3 ранга Шавырин Николай Васильевич мгновенно принял решение отдать якорь. Стали разбираться, в чем причина. Оказалось, масло вытекло из рулевого устройства. А надо сказать, что мы постоянно были в радиоэфире и прекрасно слышали работу судов, находившихся в этом районе. Вдруг один из капитанов докладывает диспетчеру: «Тут какой-то серый катер всем мешает движению». Такого стерпеть военно-морская душа не смогла. Командир СДК-79 не особо выбирал выражения: «Это кто меня назвал серым катером?.. Расчехляйте пушки!». Справились по-боевому быстро. Грозный вид корабля, ощетинившегося орудием посреди неспешных вод Камы, в один миг остудил наиболее рьяных. Больше «серый катер» никому не мешал. Во всяком случае, желающих ещё раз заявить об этом в эфире не нашлось...

Ещё в этом необычном походе балтийцам запомнилось душевное отношение моряков рыболовных судов, которые в разные годы служили в ВМФ. Признав по цвету и по характерной архитектуре боевой корабль, они подходили на своих суденышках почти вплотную к борту СДК. Вид десантного корабля в российской глубинке вызывал у них восторг и ностальгию по флотской молодости. Выйдя на связь, они просили переключиться на другую частоту и затем выражали своё восхищение, делились воспоминаниями о службе. Некоторые и вовсе швартовались лагом и передавали на борт СДК пакеты с отменными судаками и щуками, от души желая морякам Балтфлота успешного плавания. Больше месяца длился этот беспримерный в истории боевых кораблей Балтийского флота поход. Через год лейтенант Г.Мхитаров был назначен штурманом на БДК «Донецкий шахтер».

— Это мой любимый корабль, — говорит Георгий Борисович. — На нём я проходил четыре года.

В этот период перед экипажем «Донецкого шахтёра» помимо плановых боевых задач была поставлена задача по вывозу военного имущества и личного состава с флотских баз, расположенных на территории ставших в одночасье независимыми республик Прибалтики. Почти год Таллин Лиепая, Палдиски, Рига стали основными портами в навигационных картах штурмана Мхитарова. Помимо этого корабль участвовал в командно-штабных учениях, высадках морских десантов.

По прошествии двух лет Георгий Мхитаров был назначен старшим помощником командира БДК, который сегодня носит имя столицы Республики Беларусь. Через два месяца после назначения БДК ушёл на ремонт в немецкий Росток. Там кораблю была дана вторая жизнь.

По возвращении в базу на БДК, который практически три года простоял у стенки, было необходимо наладить организацию службы. Традиционно большая часть забот о наведении настоящего флотского порядка легла на плечи старшего помощника командира корабля. Тяжёлый был период, но через два месяца БДК приступил к выполнению плановых задач боевой подготовки.

В 2000 году по окончании Высших офицерских классов в Санкт-Петербурге Георгия Мхитарова назначают командиром БДК «Александр Шабалин». Это был период возрождения активного несения боевых служб кораблями Балтийского флота.

— У меня были хорошие учителя, — вспоминает капитан 1 ранга Г.Мхитаров. — Командиры БДК «Донецкий шахтёр» капитаны 2 ранга Валерий Батушан, Александр Верховых и командир БДК «Минск» капитан 2 ранга Валерий Ерёмин. Грамотные офицеры, талантливые руководители, отличные мореплаватели. Все они были разными людьми. От каждого я старался брать что-то для себя важное. Не раз случалось когда в качестве штурмана давал командиру рекомендации, он, выслушав меня и ответив «есть», принимал собственное решение. Причём я видел, как в итоге всё получалось красиво и эффективно. Одно дело, когда ты предлагаешь вариант действий и совсем другое, когда должен принять ответственное решение. Только став командиром корабля, по-настоящему можешь ощутить это...




Впервые после долгого перерыва БДК «Александр Шабалин» под командованием капитана 3 ранга Георгия Мхитарова летом 2002 года вышел в море с максимальной десантной загрузкой. После выполнения задач боевой службы уже при подходе к Балтийску корабль вошёл в состав сил морского десанта, высадка которого осуществлялась в рамках проходивших на флоте командно-штабных учений.

Став командиром БДК, Георгий Мхитаров осуществил свою мечту. Смог подготовить экипаж, вывел корабль в море и выполнил поставленные командованием задачи. Кстати, погоны капитана 2 ранга Георгию Борисовичу начальник штаба бригады капитан 2 ранга Борис Компанеец вручил прямо в море на ходовом посту большого десантного корабля.

Затем в жизни офицера произошли события, кардинально изменившие его судьбу. Так случилось, что на Ставрополье произошла чрезвычайная ситуация. Деревня, в которой жили родители Георгия Борисовича, была полностью затоплена. Перед офицером встал непростой, но очевидный выбор между дальнейшей службой, построением карьеры и спасением родителей.

— Мне необходимо было их срочно забрать, — вспоминает капитан 1 ранга Г.Мхитаров. — Отцу ампутировали ногу, дома нет, старики в палатке. Кто кроме сына должен им помочь?

На флоте прекрасно понимали ситуацию, в которой оказался офицер, и вошли в его положение. Заместитель командующего БФ вице-адмирал Василий Апанович сказал: «Не переживай. Всё решим». Чтобы оперативно и без потерь уволить офицера в запас, его перевели на должность командира подлежащего к списанию БДК. Как только появилась возможность, Георгий Борисович сел в машину и поехал забирать родителей. Всё, что у них осталось от прежней жизни, поместилось в багажник легковушки...

Выбирая профессиональный путь после флота, Георгий Мхитаров не представлял себя вне службы в погонах. Чувство гордости за принадлежность к корпусу морских офицеров во многом пред-определило дальнейший выбор.

— МЧС оказалось единственной структурой, которая позволяла остаться офицером, сохранив морское звание капитан 2 ранга, — рассказывает Георгий Борисович. — Другим важным мотивом стала специфика работы МЧС. Я видел, какая трагедия развернулась на Ставрополье и кто пришёл к оказавшимся в беде людям на помощь. В тот критический момент судьба многих пострадавших, в том числе и моих родителей, напрямую зависела от спасателей. В МЧС Георгию Борисовичу восстановили звание капитан 2 ранга и назначили начальником отдела инженерно-технических мероприятий.

Сегодня капитан 1 ранга Георгий Мхитаров служит заместителем начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области. В сфере его ответственности организация профилактических мероприятий, подготовка спасательных сил и средств регионального управления МЧС.

Как рассказал офицер, отвечать приходится практически за все направления: планирование, подготовку личного состава и гражданского персонала, проведение профилактических мероприятий и, конечно же, спасение людей, волей судьбы или собственной беспечности оказавшихся в беде. Нередко ему самому приходилось участвовать в спасательных операциях. И флотское прошлое не раз помогало найти оптимальное решение. Как в случае, когда в мае 2008 года на Калининградском заливе в районе замка Бальга из-за сильного ветра откололась большая льдина с рыболовами. Юго-западный ветер понёс её в сторону морского канала. Работали в основном катера на воздушной подушке. Но по понятным причинам идти против ветра им было сложно — скорость невелика, а расход топлива существенно возрастает. Тогда капитан 1 ранга Г. Мхитаров совместно со штабом решает: эффективней высаживать спасённых людей на острова, отделяющие залив от канала. Да и попутный ветер сносит льдину в этом направлении. Рассчитали, на какой из островов с учётом погодных условий лучше высаживать рыболовов. Через оперативные службы связались с морским спасательно-координационным центром в Светлом. Вышедший оттуда буксир доставил людей с островов на сушу. Сработали чётко и оперативно. Все незадачливые рыболовы были спасены.

Чтобы быть во всеоружии, спасатели ежегодно проводят десятки тренировок и учений на различных объектах города и области. В мае 2015 года региональное управление МЧС провело с привлечением сил Балтийского флота, других силовых структур крупные учения по тушению пожара на нефтяной платформе в акватории Балтийского моря. Как тут не вспомнить недавнюю трагедию, разыгравшуюся на Каспии вблизи Баку.

— За 25 лет была создана эффективная спасательная служба, которая круглосуточно находится в боевой готовности, — говорит Георгий Борисович. — У нас определены чёткие нормативы прибытия на пожар. Для населённого пункта время от получения сигнала о возгорании до прибытия первого подразделения составляет 10 минут, за пределами населённого пункта — 20. Это свидетельствует о высоком уровне готовности и мобильности спасателей. Впрочем, сама жизнь регулярно проверяет сотрудников МЧС на профессионализм.

Вот лишь сухие цифры статистики. По состоянию на 23 декабря с начала года спасательные службы Главного управления МЧС России по Калининградской области приняли участие в тушении 1217 пожаров. При этом сотрудники МСЧ спасли жизни 526 жителей. На водоёмах области было спачено 38 жителей янтарного края. Более тысячи раз спасатели регионального управления МЧС выезжали на устранение последствий природных, техногенных аварий и происшествий.

Остаётся добавить, что с 20 декабря по 11 января в Калининградской области введён режим повышенной готовности для органов управления и сил МЧС России. Это связано с обеспечением безопасности на время январских каникул. Так что свой профессиональный праздник, а также Новый год и Рождество многие военнослужащие и служащие МЧС встретят на дежурстве. Такая у них работа — всегда быть готовыми прийти на помощь.

Владимир Дашевский, «Страж Балтики»