25 января в ВМФ России отметят День штурмана



25 января в ВМФ России отметят День штурмана. О том, чем сегодня живут навигаторы Балтийского флота, какие задачи решают, рассказал главный штурман БФ капитан 1 ранга Герман Забродин.



— Герман Александрович, чем примечателен был минувший год для штурманской службы и чего ждете в наступившем?

— Во-первых, стоит отметить, что в 2014 году существенно изменилась общественно-политическая обстановка в Европе. Поэтому пришлось вносить определенные корректировки по визитам боевых кораблей Балтфлота в иностранные порты, участию их в различных международных военно-морских учениях. Тем не менее, несмотря на это обстоятельство, наплаванность кораблей не уменьшилась. Общий показатель составил порядка 300 тысяч морских миль. Что почти в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. К примеру, только одно океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» во время своего кругосветного плавания прошло более 31 500 морских миль (штурманом на нем был капитан 3 ранга Степан Петрунько). Заметно увеличилось число боевых служб кораблей и в дальней морской зоне. Большие десантные корабли «Александр Шабалин» (штурман — старший лейтенант Дмитрий Завгородный ) и «Калининград» (штурман — старший лейтенант Андрей Грузнов) поочередно выполняли ответственные задачи в составе постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море. Хорошо освоены проливные зоны на Балтике, Черном и Средиземном морях. Эта тенденция сохранится и в 2015 году.

В феврале планируется возвращение из дальнего похода СКР «Ярослав Мудрый» (командир БЧ-1 старший лейтенант Александр Ермолаев), который выполнял задачи обеспечения безопасности гражданского судоходства в районе Африканского рога. Подчеркну, что с каждым годом район плавания кораблей БФ расширяется. Наш флот становится океанским. В этом году в район Средиземноморья вновь отправятся корабли Балтийского флота, на которых будут решают задачи по навигационному обеспечению и безопасности мореплавания молодые специалисты штурманской службы флота.

— Кроме боевых служб и дальних походов, где еще будут задействованы флотские навигаторы?

— Как и в 2014 году, в новом году штурманы примут непосредственное участие в обеспечении государственных испытаний новостроек, таких, как СКР «Адмирал Григорович», который проходит свои первые испытания. На подходе СКР «Адмирал Эссен» и СКР «Адмирал Макаров». На второй квартал этого года спланированы испытания большого десантного корабля «Иван Грен». Эти корабли войдут в состав Черноморского флота. Так же, как и проходящие морские экзамены подводные лодки «Ростов-на-Дону», «Новороссийск», «Старый Оскол». Северный флот ждет спасательное судно «Янтарь». Туда же уйдет и новый фрегат «Адмирал Горшков».





— Как идет процесс переоснащения штурманской службы новым оборудованием и техникой? И где штурманы могут улучшить свои профессиональные навыки?

— На корабли Балтийского флота в минувшем году поступило около 40 видов новых морских средств навигации (МСН). Часть средств прошла модернизацию. В этом году будет поставлено 60 видов МСН. Среди них — навигационные системы «Аляска», «Сегмент», «КАМА-НС», новые гирокурсоуказатели, лаги, эхолоты и другое. Что касается дополнительной подготовки штурманов, то мы планируем пользоваться тренажерной базой, которая имеется в Балтийском военно-морском институте (кафедру кораблевождения там возглавляет бывший штурман Балтийской ВМБ капитан 1 ранга Роман Пестанюк). Там установлены два современных тренажера — «Ригель» и «Мостик». Первый — штурманский, на котором будут проводиться тренировки, состязания, конкурсы. Второй — командный. На «Ригеле» мы стараемся научить штурманов сравнительно быстро выполнять прокладку курса корабля. Чтобы они умели проходить, например, Балтийские проливы со скоростью 14 узлов и выполнять при этом все свои обязанности. «Мостик» позволяет в сегменте обеспечения безопасности мореплавания командиру, вахтенному офицеру, штурману, командиру БЧ-7, рулевому, радиометристу отрабатывать свои действия в различных условиях плавания. Например, при ограниченной видимости, при интенсивном судоходстве, при наличии надводных целей и так далее. В перспективе «Мостик» планируется поставить в Балтийске.

— В канун своего профессионального праздника кого вы отметили бы среди лучших?

— Благодаря хорошей профессиональной подготовке штурманов, в первую очередь флагманских, все поставленные задачи успешно выполняются. Добрых слов в свой адрес заслуживают капитаны 2 ранга Денис Ковалев, Владимир Логинов, капитан 3 ранга Игорь Ципаногин и многие другие. Пользуясь случаем, хотел бы пожелать всем штурманам на Балтике точных курсов, надежных ориентиров, безопасной глубины, а их семьям — здоровья и благополучия.

Юрий Дмитриев, «Страж Балтики»