Гвардии капитан Артем Попов и гвардии старший лейтенант Александр Залецкий — продолжатели славных династий



Командир вертолета гвардии капитан Артем Попов и летчик-оператор вертолета Ми-24 гвардии старший лейтенант Александр Залецкий — из семей военнослужащих. Поэтому выбор в пользу авиации вполне логичен и закономерен.



Артем родился в Сызрани Самарской области в военном городке. Отец служил тогда в авиаполку летчиком-инструктором.

— Я выбрал профессию летчика из-за того, что этому делу всю свою жизнь посвятил мой отец. Сегодня и я без неба свою жизнь не представляю, — говорит Артем. — Родился я в то время, когда советские войска были в Афганистане. Это был 1984 год. Моего отца туда не пустили, оставили в полку как «золотой фонд». Хорошие летчики-инструкторы были всегда, что называется, в цене.

После школы Артем поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. В 2006 году окончил его. Попал в отдельный гвардейский вертолетный полк в Ленинградской области на должность летчика-оператора Ми-24. Именно там прошел становление. В училище он летал на вертолете Ми-8, а Ми-24 изучал лишь теоретически. Поэтому пришлось на практике закреплять полученные в альма-матер знания.

— Я благодарен инструкторам за все, что они в меня вложили, — отмечает Артем. — Ми-8 и Ми-24 — разные вертолеты. Есть определенные особенности у каждого. Ми-8 более инертный, а Ми-24, наоборот, резвее. Предназначения у них разные. На Ми-8 в основном лежат задачи по выполнению десантно-транспортных операций, а Ми-24 может выполнять и десантные задачи, но больше направлен на выполнение огневых задач: поддержку наземных сил и сопровождение Ми-8.

В 2006 году Артем освоил вертолет Ми-24. Начал летать. Спустя три года был направлен на Северный Кавказ для участия в контртеррористической операции.

— Мы выполняли задачи по прикрытию Ми-8 с воздуха, — поясняет он. — Уничтожали места схронов вооружения боевиков. Моя задача заключалась в выполнении штурманской работы. В горах летать намного сложнее, чем на равнине. Приобрел хороший опыт, хотя и пробыл там всего два месяца. В 2009 году там уже не было боевых действий, но район этот все равно достаточно напряженный. Работать приходилось без выходных, с утра и до вечера. В памяти отложилось сопровождение Ми-8 с группой спецназа. Она ушла по своим задачам. А на следующий день пришлось лететь в заданный район для сопровождения Ми-8, который эвакуировал раненого. Спецназовец подорвался на растяжке.

В 2009 году А.Попов вернулся обратно в свою часть. Пошел на повышение — стал штурманом звена. Через год был назначен командиром вертолета. В 2012-м перевелся в Калининградскую область. После оргштатных мероприятий из ВВС перешел в морскую авиацию флота. В перспективе планирует поступать в Военно-морскую академию имени Н.Г.Кузнецова, где есть возможность повысить свой профессиональный уровень. Ведь на аэродроме в поселке Донское не только Ми-24 и Ми-8, но и Ка-27.

— Я не летал на Ка-27, но знаю, что они отличаются от Ми-24 разностью несущих систем. Для Ка-27 не так опасен ветер по направлению. Мы же обязательно учитываем при заходе на посадку, откуда дует ветер, заходим против него, чтобы избежать каких-то неприятных ситуаций, избежать возможной потери мощности, — делится командир Ми-24.





Артем отмечает, что этот год для него был насыщен учениями:

— Выполняли задачи по поддержанию наземных сил на полигоне Хмелевка, прикрытию высадки десанта. Разрабатывали определенные методики прикрытия, схемы заходов при выполнении огневых задач. Также выполняли полеты на других полигонах с применением оружия. На полигоне Добровольский производили стрельбу из пушки ПШ, поражали наземные цели. Отработали на отлично. Шли парой. Начали применение с 1,5 тысячи метров и так до 1 тысячи. Все зависит от прицельных данных. Подготовка ведется на земле, производятся расчетные базы, и с этими прицельными данными выходим в полет. Ведь правильные расчеты — залог успеха.

Уедет капитан Артем Попов в академию, а его напарник старший лейтенант Александр Залецкий жалеть будет. Сработались. Артем своего сослуживца даже в разговоре поддерживает.

Гвардии капитан Артем Попов и гвардии старший лейтенант Александр Залецкий — продолжатели славных династий


Отец Александра Залецкого также связан с авиацией. Сейчас проходит службу в звании подполковника в органах МВД в Москве. Но когда-то начинал службу на вертолетах в морской авиации Балтфлота, здесь, в поселке Донское.

— Я родился на Дальнем Востоке, — говорит Александр. — А уже когда учился в школе, наша семья переехала в Москву. После 9-го класса поступил в Московскую областную школу-интернат с первоначальной летной подготовкой. Потом решил пойти дальше.

В 2005 году поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Через пять лет окончил его. Был назначен на должность летчика-оператора. Как и Артем, в училище узучал Ми-8, а попал на Ми-24. Пришлось переучиваться.

— Несмотря на то, что летчик-оператор выполняет функции по вооружению, в моей профессии присутствует и романтика, — отмечает Александр. — Поднимаясь в небо, мы видим то, что обычные люди не видят, — землю с высоты птичьего полета. Как она прекрасна! Калининградская область очень красивая с высоты и днем, и ночью. В темное время суток видишь огни городов, дороги, машины. Приятная подсветка внутри вертолета и кондиционер делают полет в хорошую погоду настоящим удовольствием. Стихи хочется сочинять…

А если спуститься с неба на землю, то прозой жизни летчиков является налет. От него зависят дополнительные выплаты и сроки службы. У каждого он разный. У Артема общий налет — 800 часов, у Александра — 305. Но в этом году налет у них один на двоих. Пока он составляет 55 часов. Но при том, что и Артем, и Александр — люди практичные, думают о делах житейских, к своему «питомцу» они относятся, как к живому существу.

— Я каждый раз, подходя к вертолету, здороваюсь с ним, — говорит Артем. — Спрашиваю, как он себя чувствует. В нем душа, однозначно, есть. Поэтому технику надо любить, относиться к ней, как к живому существу, и она тебе будет платить тем же.

Юрий Дмитриев, «Страж Балтики»