Интервью с главным штурманом Балтийского флота



Главный штурман Балтийского флота капитан 1 ранга Герман Александрович Забродин отмечает: сегодня штурманская служба флота находится на подъеме, на корабли поступают новые технические средства и аппаратура, соответственно и подготовка специалистов направлена на освоение новых современных методов навигации.

– России нужен сильный военный флот на Балтике, поэтому главными задачами штурманской службы являются поддержание установленной степени боевой готовности подчиненных штурманских служб, а также недопущение навигационной аварийности кораблей и судов – подчеркнул в начале беседы Герман Александрович. – Подобные задачи ставились и в прежние годы. Так что они не изменились. Меняются лишь техническая оснащенность и методология штурманского дела.

– Раз уж мы заговорили о новинках, что нового из штурманской техники поступает на корабли флота, каковы здесь перспективы?

– Среди новинок, например, электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) «Сегмент М», они уже установлены на кораблях и успешно эксплуатируются. В перспективе установка ЭКНИС «Аляска-2», «Маркер», «Характер-К». Должны появиться новые гидрометеокомплексы, корабельные приемоиндикаторы, гидрокурсоуказатели типа ГКУ-5, PGM-C-009, инерциальные навигационные системы, такие, как ИНС «Кама-НС-В». Ожидается установка большого количества модернизированных базовых элементов (магнитных компасов, лагов, эхолотов). В состав флота входят новые корабли, а это значит, что и навигационное оборудование на них – современное. Ну, к слову, в 2013 году в состав Балтийского флота вошел корвет «Бойкий». В 2014 году флот пополнится корветом «Стойкий». А это уже четвертый корабль подобного класса. Всего же до 2020 года на Балтийский флот поступит 8 корветов. Все эти корабли оснащены современным навигационным оборудованием.

– Корабли стали чаще ходить в море, возросли и практика, и опыт штурманов…

– Всего кораблями и судами Балтийского флота в 2013 году пройдено почти 182 тысячи миль. Это больше в 2 раза, чем в 2012 году, когда такой показатель, как наплаванность, составлял всего лишь где-то 80 тысяч миль. Корабли совершили заходы в порты Валетта, Пирей, Бейрут, Лимасол, Ден-Хелдер, Брест, Зебрюгге, Роттердам, Дубай, Салала, Виктория, Момбаса, Тартус, Ларнака, Мерсин, а также Новороссийск и Североморск. Флот участвовал в международном военно-морском учении «Фрукус». Отмечу также, что впервые за долгие годы два корабля, БДК «Шабалин» и БДК «Минск», продолжительное время находились вдали от родных берегов, выполняя поставленные задачи в малоизученном для них Черноморском регионе.

В 2014 году флот ждут не менее масштабные задачи, основными из которых являются: несение боевой службы в удаленных районах Мирового океана надводными кораблями и судами, участие в плановых мероприятиях боевой подготовки в акватории Балтийского моря. Кроме того, надводные корабли и суда Балтийского флота примут участие в международных учениях «Балтопс-2014», «Балтик Сарэк-2014», «Оупен-спирит-2014», «Дайнемикс мерси-2014», «Фрукус-2014», а также в учениях типа «Пассекс»,

– Герман Александрович, одним словом, опыт мореплавания у штурманов имеется? Какие события вы отметили бы?

– Главным событием года для флота, конечно, стало участие в стратегическом учении «Запад-2013». Это было масштабное учение с участием кораблей Балтийского, Северного, Черноморского флотов. И главная проблема была не в выучке, не в организации, с этим справились на отлично, проблема была в технике. Она, увы, уже не новая. Что у нас на Балтике, что на ЧФ или Северном флоте. Во время высадки морского десанта, на которой присутствовали президенты России и Белоруссии, несколько запоздал МДКВП «Мордовия». Он подошел, когда бой на берегу уже близился к завершению. Это как раз и связано с тем, что техника не новая. На ход высадки морского десанта оказала влияние погода. Все знали, что будут дождь, ветер, ожидали шквал, но когда, в какой момент? Тут не угадаешь. А ухудшение погоды и пришлось как раз на высадку. При этом личный состав показал умелые, профессиональные действия. Конечно, потому, что этому предшествовали большой труд, напряженная работа, в том числе и штурманских служб. Ведь в море практически ежедневно выходило около 30 кораблей и судов. Все они действовали на узком участке, где было много перекрестных курсов, сложного маневрирования. Проводились стрельбы, различные подводные, воздушные операции, высадки спецназа на корабли с вертолетов, морского и воздушного десанта. В итоге все задачи были выполнены на хорошо. Я хотел бы отметить, что большая работа по подготовке флотских навигаторов к учению «Запад-2013» была проведена флагманским штурманом Балтийской ВМБ капитаном 2 ранга Владимиром Логиновым.





Недавно завершился конкурс по штурманской подготовке на приз командующего Балтийским флотом. Лучшим стал командир БЧ-1 корвета «Стерегущий» старший лейтенант Антон Бекешев, вторым – командир БЧ-1 «МПК-227» старший лейтенант Евгений Запрожин. К слову, этот корабль стал лучшим кораблем по штурманской подготовке в ВМФ РФ. Был проведен у нас еще один конкурс «ГКП-БИП-штурман», в котором мы определяли лучший расчет. Победителем стал расчет «МПК-227» под командованием капитан-лейтенанта Тимофея Матюнина. Этот расчет будет отправлен в Санкт-Петербург на соревнования в масштабах всего Военно-Морского Флота. Лучшим соединением по штурманской подготовке стала бригада кораблей охраны водного района БВМБ.

Интервью с главным штурманом Балтийского флота


Ну и, конечно, нужно отметить работу штурманов, которым довелось побывать в дальних походах. Отлично себя зарекомендовали капитан-лейтенант Максим Трифанов, выполнявший задачи на борту СКР «Неустрашимый» в районе Африканского Рога, капитан-лейтенант Александр Серов на СКР «Ярослав Мудрый» в Средиземке, старшие лейтенанты Дмитрий Завгородний на БДК «Шабалин» и Дмитрий Капитонов на БДК «Минск» – в Черноморском регионе. Отмечу также труд флагманского штурмана соединения надводных кораблей капитана 3 ранга Максима Филинова, занимавшегося подготовкой офицеров к дальним походам.

Пользуясь случаем, хотел бы всем представителям нашей флотской профессии пожелать всего самого лучшего, безаварийного плавания, безопасных жизненных курсов, а их семьям успехов и благополучия!

Юрий Дмитриев