Диабет: жизнь — не сахар



Лет 20 назад, когда Любовь Ивановна Егорычева устроилась работать в Главный военно-морской клинический госпиталь Балтийского флота кардиологом, боялась только одного: лишь бы не привезли диабетика в коме!

Состояние опаснейшее, требующее серьезной реанимации, а условия и оборудование тогда были не сравнимы с нынешними… Но потом решила страх победить коренным образом — вновь поехала учиться Санкт-Петербург, но теперь уже на эндокринолога. Сегодня Любовь Ивановна — врач высшей категории, единственный эндокринолог госпиталя, который, по признанию коллег, знает о сахарном диабете все.

Справка «СБ»

Сахарный диабет — группа эндокринных заболеваний, характеризующихся стойким увеличением содержания глюкозы в крови. Диабет I типа связан с недостаточным производством инсулина эндокринными клетками поджелудочной железы. При диабете II типа инсулин производится в нормальных или даже в повышенных количествах, однако нарушается механизм взаимодействия инсулина с клетками организма.

Существует наследственная предрасположенность к сахарному диабету. Если болен один из родителей, то вероятность унаследовать диабет первого типа равна 10 %, а диабет второго типа — 80 %.

Диабет — это заболевание, связанное с нарушением работы поджелудочной железы, в результате чего она перестает производить инсулина столько, сколько необходимо, чтобы «погасить» излишки поступающего в организм сахара. Но среди ее жертв – не только сладкоежки. Среди главных причин, вызывающих диабет, — экология, неправильное питание, ожирение и неподвижный образ жизни. Представим, чем наполнено свободное время обычного подростка, завтрашнего призывника? Многочасовое сидение перед компьютером с бутылкой газировки и большим пакетом чипсов. Лучший обед — гамбургер, сосиска в тесте или пицца. А на ужин можно погорячее – например, залить кипятком суп быстрого приготовления. Эти высококалорийные продукты напичканы глутоматом, вызывающим постоянную тягу к еде. И рука сама тянется к очередному пакету чипсов или шоколадному батончику… По сути, сахарный диабет — это еще одно заболевание, на которое человек зачастую обрекает себя сам, питаясь фаст-фудом и предпочитая пешим прогулкам часовое стояние в автомобильных пробках. Еще один «друг» диабета – повышенные эмоциональные нагрузки: чтобы выжить в современном мире, мы вынуждены работать с утра до вечера. Причем «мы» относится не только к жителям России. По статистике, в мире на сегодняшний день насчитывается около 250 миллионов больных сахарным диабетом. По прогнозам, в 2020 году их будет почти вдвое больше.

Почему же при диабете человеку приходится так несладко? И чем это заболевание грозит нашему организму? Все дело в том, что при сахарном диабете в результате нарушения обмена веществ и определенных метаболических процессов образуются практически нерастворимые соединения глюкозы с белками, утолщающие стенки сосудов и тем самым уменьшающие просвет сосудов. Вследствие этого страдают практически все органы, перестающие получать с кровью полноценное питание: садится зрение, летят почки, в ряде случае врачи вынуждены прибегать к ампутации конечностей. Да, уровень современно медицины таков, что можно сделать лазерную коагуляцию и прижечь неработающие сосуды глаза, не допустив слепоты. Можно пересадить почку (дай Бог, чтобы прижилась) или жить на искусственной почке, обрекая себя на то, чтобы три раза в неделю в условиях госпиталя проходить процедуру по очищению крови от накопившихся шлаков, отравляющих организм. И, простите за кощунство, без рук и ног можно смотреть телевизор. А может, просто стоит неформально отнестись к ежегодной диспансеризации? Что может быть проще – раз в год сдать кровь на анализ и спать спокойно. Тем более что особенно диабет II типа на начальных этапах не чувствуется.

Можно ли определить склонность организма к диабету? Да. Для этого делают глюкотест, пьют натощак глюкозу и смотрят, как работает поджелудочная железа. У здорового человека при норме уровня сахара в крови 6, поджелудочная железа может выработать в ответ на нагрузку столько инсулина, что уровень сахара понизится. Значит, организм активен. Если же итоговые показатели будут больше 6, это первый сигнал: поджелудочная железа не справляется. У 2-3% пациентов диабет возникает в силу возрастных, склеротических изменений в поджелудочной железе. Поэтому людям после 40 врачи рекомендуют проверять уровень сахара в крови чаще.

При сахаре равном 10, 12 и тем более 20 военнослужащий, к гадалке не ходи, станет пациентом Любови Ивановны Егорычевой.

— В настоящее время, — говорит Любовь Ивановна, — в госпитале проходят лечение всего три пациента с сахарным диабетом, все это офицеры, люди в возрасте. Слава Богу, в этом году у нас не было ни одного молодого военнослужащего, а вот прошлой осенью сразу четырем солдатам-призывникам был поставлен диагноз «сахарный диабет».





Чаще всего поджелудочная железа дает сбой именно у молодого новоиспеченного бойца, когда внутренняя готовность организма к развитию заболевания соединяется с благоприятными для болезни условиями. Непривычная среда воинской части, напряженная эмоциональная обстановка, стрессовые ситуации, инфекции, которые так любят вновь образованные коллективы, собранные из людей с разных мест страны, снижение иммунитета —отличная почва для старта диабета. Один, простудившись, потемпературит пару дней, еще неделю помучается с насморком, и снова будет готов к бою. А у кого-то простуда спровоцирует инсулит, воспаление клеток поджелудочной железы, которые потеряют способность вырабатывать инсулин.

В молодом возрасте симптомы сахарного диабета очень яркие: это жажда, резкая потеря веса, частое мочеиспускание, иногда ухудшение зрения. Порой, особенно летом, юноша причину того, что выпивает в день по 3-4 литра жидкости, ищет в жаре и повышенной физической нагрузке. Но вот и температура на улице понизилась, и тело должно уже стать более крепким и натренированным, а жажда не уменьшается, вес падает, ночью то и дело бегаешь в туалет…

А вот у пожилых людей сахарный диабет может развиваться практически бессимптомно. Иногда, как при ознобе, появляются мурашки, холодеют конечности. Или – ни с того, ни с сего – возникает зуд кожи, хотя сыпи нет. Или гнойничковое заболевание никак не удается вылечить. Или рана все не заживает, хотя что только не делал. Или вдруг резко падает зрение. И начинаются долгие походы по врачам: к окулисту, дерматологу, терапевту. Хорошо, если участковый врач – специалист грамотный, и быстро найдет связь между кожным зудом и вероятным повышением уровня сахара в крови, направит на анализы и консультацию к врачу-эндокринологу. Ведь тут дорога каждая минута.

Диабет – причина, по которой молодой человек не может служить в армии. С подтверждением диагноза и началом лечения в госпитале юноша параллельно тут же начинает готовиться к увольнению из Вооруженных Сил. Если для офицера возможно ходить на службу, полноценно выполнять свои обязанности и каждый день при этом делать инъекции инсулина (и так всю жизнь, ведь диабет неизлечим), то для военнослужащего по призыву это нереально. Каждое утро нужно вставать по тревоге, тут же отправляясь на физзарядку, ходить на строевые занятия, убирать помещения и территорию, ездить на полевые выходы, учения — ни времени, ни элементарных гигиенических условий для инъекции. Да, уже изобретены специальные и очень удобные помпы-дозаторы, которые подвешиваются к поясу или на бедро и постоянно определяют количество сахара в крови, автоматически при необходимости впрыскивая под кожу инсулин. Но стоимость такого аппарата - около 100000 рублей. И потому пока вопрос воинской службы для диабетиков остается делом далекой перспективы.

А жить нужно сейчас, и по возможности более или менее полноценно. 2-3 раза в день при сахарном диабете нужно делать инъекции инсулина. К счастью, диабетики находятся на государственном обеспечении лекарствами и в рамках социальной программы инсулин получают бесплатно. Но некоторые хотят упростить себе жизнь максимально, и уже за собственные деньги покупают препараты инсулина, которые стоят в 4, 5 раза дороже, но их действие пролонгировано, и поэтому достаточно сделать только один укол в день.

Конечно, при диабете не обойтись без соблюдения строгой диеты. Нельзя сахар и то, куда он входит – варенье, конфеты, соки и т. п. И в то же время диабетик никогда не выйдет из дома без конфеты или чего-нибудь сладкого. Потому что самое страшное в его состояние – резкое падение уровня сахара в крови.

Мозг человека питается только глюкозой. Поэтому когда сахар падает ниже 3, человек сразу теряет сознание, наступает кома. Каждая гипокома – это удар по мозгу, микроинсульт. С такими недугами, как эпилепсия, шизофрения люди часто связывают экстраординарные интеллектуальные и творческие способности, вспоминая Цезаря, Наполеона, Данте, Достоевского… Диабет – другое дело. О диабетиках, которые после комы ходят по тумбочкам и роются в чужих вещах, может рассказать любой эндокринолог. И если после одного такого состояния организм может восстановиться без последствий, то 2-3 гипокомы в большинстве случаев приводят к необратимым изменениям в головном мозге.

Что же может стать причиной резкого сокращения уровня сахара в крови? Как правило, это состояние провоцируется тем, что после инъекции человек не съедает нужное количество пищи на введенную дозу инсулина. Есть у тебя аппетит или нет, ты обязательно должен покушать! Или до службы можешь не дойти. Вот почему, почувствовав дрожь в теле или слабость, обычный человек списывает все на физическую или моральную усталость, эмоции, стресс, а диабетик съедает конфету и вздыхает: жизнь – не сахар.

Ирина Шелыгина