Хирург — «золотые» руки



Заведующий отделением неотложной хирургии Главного военно-морского клинического госпиталя Балтийского флота, заслуженный врач РФ полковник медицинской службы в отставке Александр ПОДОПРИГОРА с детства мечтал стать военным летчиком.

Отец будущего флотского хирурга служил в ВВС, пять лет работал летчиком-испытателем на военном заводе в Улан-Удэ.

– Мальчишкой я много времени проводил на командно-диспетчерском пункте аэродрома, – вспоминает Александр Валентинович. – Наблюдал, как серебристые самолеты стремительно поднимались в небо. И, конечно же, иного пути, как поступить после школы в летное училище, себе не представлял. Но во время прохождения комиссии меня прооперировали. Банальный аппендицит. На шестой день после операции я прибыл на заключительную медкомиссию.

Успешно прошел всех специалистов, и тут терапевт заставила сделать десять приседаний и замерила давление. Прибор показал 150 на 90. Как итог – заключение медиков: не годен в военно-учебные заведения. Так с мечтой о небе пришлось распрощаться.

По совету друзей отца в 1968 году Александр Подопригора поступил в Иркутский медицинский институт. Причем уже на четвертом курсе он всерьез собирался расстаться с учебой. Все казалось, что медицина - это не его призвание. Но тут приехали «купцы» с военного факультета Горьковского мединститута и стали рассказывать, что после выпуска у всех студентов появится возможность попасть в большие госпитали с современным оборудованием, где будет много интересной работы. Словом, уговорили.

Учился курсант Александр Подопригора на морском отделении и уже тогда мечтал о службе в подплаве. Если не в небо, то – под воду, считал он. После 5-го курса он единственный из взвода попросился пройти практику в 25-й бригаде подводных лодок БФ в Кронштадте.

Мечта военного врача осуществилась летом 1974 года, когда лейтенант А.Подопригора получил распределение в Видяево в дивизию подводных лодок Северного флота. Служить он попал на дизельную подлодку «К-205». Экипаж 100 человек. Работы молодому специалисту хватало. А если выдавалось в межпоходные периоды свободное время, то Александр Валентинович спешил в госпиталь, где оперировал офицеров и матросов. Впрочем, во время боевых служб в Средиземном море не раз приходилось применять свои профессиональные навыки.

– Однажды в походе у командира ПЛ случилось желудочное кровотечение, – рассказывает Александр Валентинович. – Он мне строго так говорит: «Док, что хочешь делай, но по радио сообщать о моей болезни не будем». Я дал ему лекарства, запретил некоторые продукты, ввел другие ограничения. Слушался, куда деваться? Ведь сообщи я по радио о серьезном заболевании командира ПЛ - его сразу заменят.

В другой раз в походе матроса с острым аппендицитом прооперировал. По приказу мы должны были запрашивать «добро» у флагманского хирурга Средиземноморской эскадры. Его можно получить, а могут сказать: «Идите в базу». Но до ближайшей советской плавбазы было трое суток ходу, а за это время с больным может всякое случиться. Словом, решил удалять аппендикс, не дожидаясь разрешения, которое, кстати, пришло лишь спустя четыре часа после окончания операции. Я посоветовал командиру: «Давайте подождем пару часов, а затем сообщим, что все прошло успешно».

После Севера в 1981 году военный врач Александр Подопригора был переведен на Балтийский флот в эскадру подводных лодок в Лиепаю. Через год его назначили начальником хирургического отделения 34-го медицинского отряда специального назначения в Балтийске. А еще спустя три года он поступил на 1-й факультет руководящего состава Военно-медицинской академии. По окончании учебы в 1987 году Александра Валентиновича назначают старшим ординатором отделения полосной хирургии госпиталя БФ в Балтийске. Через год он становится начальником отделения неотложной хирургии. После пяти лет службы в этой должности в феврале 1993 года полковник медицинской службы Александр Подопригора становится главным хирургом Балтийского флота. В этой должности он прослужил почти 17 лет.




В сентябре 1995 года Александр Подопригора в составе группы флотских врачей убыл в командировку в Чечню, в 529-й медицинский отряд специального назначения, который был развернут в районе аэропорта Северный в Грозном. Хирургический блок располагался в здании бывшего кафе. Операционная размещалась в мясном цехе, а противошоковая – в овощном. Особо присмотреться к прифронтовой обстановке не получилось. Через час после того как две «вертушки» перебросили флотских медиков из Моздока в «Северный», Александр Валентинович уже оперировал раненого бойца. А всего в первый день пребывания в Чечне он провел три операции.

– Я уже имел за плечами огромный врачебный опыт, – делится воспоминаниями Александр Валентинович. – Десятки раз участвовал в различных тренировках и учениях, знал организацию и принципы работы медотрядов. Но там, в Чечне, все оказалось по-другому. Когда впервые вышел на сортировочную площадку, признаюсь, не знал, за кого из раненых браться. Их привозили десятками со жгутами, окровавленных, без сознания. Нужно было быстро, а главное, правильно распределить раненых. Кого сразу на операционный стол, а кому сначала рентген сделать. Порой счет шел на секунды. Работы было много. Первые десять дней если удавалось час-два в сутки поспать – и то хорошо. Однако усталости не чувствовал. Адреналина – через край.

В Чечне хирург А. Подопригора вел дневник. В нем есть такая запись. «Месяц работы позади. Прооперировал 200 человек. Шесть из них мы потеряли». Всего за три месяца командировки на войну полковник А.Подопригора с коллегами прооперировал свыше 550 солдат и офицеров. Около 100 человек были со сложными и множественными ранениями. Был случай, когда привезли солдата с ранением корня легкого – это место, где к легкому подходят все основные сосуды. Прямо на столе у бойца остановилось сердце. С трудом, но врачи запустили его. Провели операцию. На третьи сутки у солдата опять перестало биться сердце. Снова врачи вернули парня к жизни. И в третий раз, когда сердце перестало сокращаться, военные медики не оставили смерти шансов. А вскоре парень пошел на поправку. В 1997 году за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, полковник медицинской службы А.Подопригора был награжден орденом Мужества.

В октябре 2009 года в возрасте 58 лет Александр Валентинович уволился в запас, но из профессии не ушел. За годы службы случалось всякое: на вертолете вылетать к экстренным больным, проводить бессонные ночи у кровати перенесших сложные операции пациентов. В настоящее время Александр Подопригора является заведующим отделением неотложной хирургии госпиталя Балтийского флота. Практически ежедневно он лично выполняет по 2-3 операции, а за год в отделении проводится около 200 оперативных вмешательств.

Как и у всякого профессионала, у Александра Валентиновича есть мечта как можно дольше остаться практикующим хирургом. Хотя сам он признается, что до сих пор по-хорошему завидует летчикам и при случае очень хотел бы подняться в кабине самолета в небо.

Владимир Дашевский