Кино как главное оружие



1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде была подписана совместная декларация России и США, которая официально положила конец идеологическому соперничеству и противостоянию в «холодной войне».
Казалось бы, в отношениях нашей страны и США слегка обозначилась разрядка. Ан, нет! Давайте для примера заглянём в любой кинотеатр и посмотрим его репертуар. Увы, засилье очередных голливудских «шедевров», которыми буквально напичкана наша страна, налицо.

Так, одна из новинок, а вместе с тем и основной претендент на премию «Оскар-2016» — фильм «Шпионский мост». Он основан на реальных событиях. Действие картины происходит в эпоху «холодной войны». После того как США сбросили ядерные бомбы на Японию, в СССР решили, что растущее ядерное могущество может привести к катастрофе и начали сбор информации по размещению ядерных объектов на территории США. В конце 40-х годов с этой целью в Штаты был направлен советский разведчик-нелегал Вильям Фишер. Он поселился в Нью-Йорке под видом фотохудожника. Работа была успешной. Однако его помощник под псевдонимом «Вик» допустил ошибку и выдал напарника. В 1957 году агенты ФБР задержали Фишера, который при аресте назвался Рудольфом Абелем. За шпионаж в пользу СССР он был осуждён в США на 32 года. Впоследствии советского разведчика Рудольфа Абеля обменяли на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса. Историческое событие произошло 10 февраля 1962 на границе Западного и Восточного Берлина. Это была настоящая победа советской дипломатии, приложившей неимоверные усилия, чтобы вернуть разведчика на Родину.

Однако в новом голливудском фильме все лавры достались американскому адвокату, который берётся защищать советского шпиона буквально с риском для жизни. И чуть ли не в одиночку предотвращает ядерную войну на планете.

Кино как главное оружие

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Этот тезис В.И.Ленина давно взяли на вооружения западные пропагандисты. Штаты всячески принижают заслуги СССР, а теперь и России, в любых областях науки или искусства. По мнению экспертов, когда Америка отстаёт в чем-то от других стран, Штаты компенсируют это досадное недоразумение фантастическими фильмами Голливуда. Долгое время считалось, что Голливуд это делает, так сказать, по зову сердца. Оказывается, далеко не так. Американские кинокомпании курируются различными государственными ведомствами и департаментами. Они просматривают сценарии, запрещают нежелательных персонажей и неверное развитие сюжета. Пристальное внимание американских чиновников и военных к кинематографу началось не вчера. Штаты уже многие десятилетия тщательно отслеживают, ЧТО показывают зрителю и КТО может это показывать. Вы удивитесь, но первый директор американского ФБР Эдгар Гувер оценил пропагандистские возможности Голливуда ещё в далеком 1918-м году. Особенно Гувера беспокоило то влияние, которое могли оказывать на людей голливудские звёзды. Поэтому Гувер приказывал своим агентам тайно следить за известными актёрами, которые придерживались левых взглядов.

Made in Hollywood

На самой заре «холодной войны», в 1952 году, в США был снят фильм «Пригнись и накройся» (Duck and Cover), который носил «образовательный» характер. Картина была рассчитана на детей (в ней даже присутствовала мультипликация) и давала общую информацию, как спасаться при ядерной атаке СССР. Рецепты спасения были весьма своеобразными: забраться под парту и накрыть голову газетой. Однако это и не входило в главные задачи этого произведения искусства. Главная же задача была продемонстрировать американским школьникам источник угрозы — Советский Союз. Учитывая тот факт, что в период 1950-х — 1980-х годов фильм демонстрировался во всех школах США, то свою основную миссию он выполнил.

Запад всегда боялся и боится России, неважно, под каким названием, в каком-то историческом периоде она существует: Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. Кошмаром ужасного сна для обывателя западной цивилизации таится в подсознании страх услышать панический вопль: «Русские идут!» Поэтому антироссийская пропагандистская машина в эпоху «холодной войны» работала в полную силу. Образ «плохого русского» масштабно тиражировался на мировых экранах в 60-е и 70-е годы прошлого века. Русские выглядели как воинственные, но не очень умные вояки. Чего стоят генералы Гоголь и Пушкин в фильмах о Джеймсе Бонде. А фамилии их подсказали сценаристам, видимо, специалисты-психологи. Чтобы впоследствии у читателя русской классики сразу возникали негативные ассоциации. В 80-е культовых персонажей (Рембо и Рокки), которые сражались с русскими, сыграл Сильвестр Сталлоне. Это забавно, потому что бабушка Сталлоне, как он сам признаётся, была русской. Кульминацией противостояния Запада и СССР в искусстве считается голливудский блокбастер «Красный рассвет» (1984). В картине советская армия, ни много ни мало, вторгается на территорию США. В начале фильма ошалевшие американские школьники наблюдают, как советские парашютисты десантируются, а затем устраивают в Америке настоящий террор. Красным агрессорам-десантникам противостоят простые американские школьники. Они становятся партизанами и доблестно побеждают советских десантников.

С конца 80-х начались перемены в советско-американских отношениях. Однако разрядка разрядкой, но «русский медведь» должен знать свое место. В фильме «Красная жара» (1988) советский милиционер приезжает в США, чтобы помочь бороться с русской мафией. Медведеподобный сотрудник МВД, которого играет А.Шварценеггер, местами говорит по-русски, не отличается интеллектом, выглядит неуклюже и порой даже комично. Снисходительное и порой даже презрительное отношение к советскому (а в дальнейшем и к российскому) остается в продукции Голливуда и по сей день.




Денег не жалеть!

После развала СССР прошло уже 24 года. Казалось бы, культурная война должна была закончиться. Однако это не так. Голливуд продолжает дискредитацию теперь уже России. Видимо, в надежде доразвалить страну до Центрального федерального округа. Выделяются все новые средства из бюджета США теперь уже на антироссийскую пропаганду. Причём делает это не кто-нибудь, а лично президент США. Так, Барак Обама недавно попросил денег для очернения России — главного геополитического конкурента США. В проекте бюджета на 2016 год, который американский президент внес в Конгресс, значится гигантская сумма. Около 170 миллионов долларов планируется потратить на так называемое «противостояние российскому давлению и агрессивным действиям», в том числе в СМИ. Львиная доля — 117 миллионов долларов, по планам Обамы, должна отойти Украине, а 51 миллион долларов — Молдавии и Грузии. Сверх того, Штаты собираются потратиться на борьбу с российским телевидением — на это выделили отдельные деньги. Наблюдательный совет США по международному вещанию израсходует 23 миллиона долларов на войну против так называемой кремлёвской телепропаганды. Об этом сообщила помощник госсекретаря США Виктория Нуланд.

Кстати, появилось ещё одно американское ноу-хау. В республиках бывшего СССР открываются всё новые центры информационной войны против России. Например, один из таких офисов недавно открылся в столице Латвии Риге.

Антироссийская пропаганда включает не только информационные кружки по интересам. Европейским партнёрам США, вероятно, выделяются средства и на создание антироссийских художественных фильмов. Именно так и можно объяснить появление норвежского телесериала под названием «Оккупированные». Производство фильма обошлось в 9 миллионов долларов! Это самый дорогостоящий проект за всю историю скандинавского телевидения. По сюжету к власти в Норвегии приходит «радикальная экологическая партия», которая останавливает всякую добычу нефти и газа. Это очень не нравится руководству Евросоюза, которое тайно просит Россию напасть на Норвегию. И Москва соглашается. Авторы сериала подчёркивают, сюжет фильма вымышленный и не имеет ничего общего с действительностью. Но факт остаётся фактом. В европейском кино России отведена не самая приятная роль. А ведь раньше на этом специализировались только США.

Искусство — лгать

Ещё одной пропагандистской чертой в американском кино последних десятилетий выступает возвышение роли США в различных войнах и вооружённых конфликтах. Объясняется это тем, что после падения двухполярной системы мира США оказались единственной сверхдержавой. Для поддержания этого статуса потребовалось укрепить в сознании общественности мысль об исключительности своей миссии в мировой истории. В первую очередь, необходимо было переписать историю Второй мировой войны таким образом, чтобы США играли в ней главную роль. Голливуд, откликнувшись на «патриотический» призыв правительства США, стал один за другим выпускать фильмы на тематику времен Второй мировой войны. Достаточно посмотреть такие картины, как «Спасти рядового Райана» (1998) С.Спилберга и «Пёрл Харбор» (2001), чтобы убедиться, что победа в войне ковалась не под Сталинградом и Курском, а в процессе спасения рядового американской армии и на Тихоокеанском театре военных действий. При этом происходит целенаправленное искажение исторической справедливости. В фильмах «Сталинград» (1994) и «Враг у ворот» (2001) противостояние СССР и фашистской Германии показано как мужественная борьба благородных и цивилизованных немецких солдат с русскими дикарями. Причём «воины вермахта» предстают антифашистами, которым только по долгу службы приходится воевать за фюрера. Ни в одном голливудском фильме не будет упоминания ни о бессмысленном уничтожении американской авиацией сдавшегося Дрездена, ни о ядерных бомбёжках Хиросимы и Нагасаки. Зато в фильме «Флаги отцов наших» (2007) поднятие американскими солдатами флага на завоеванном у японцев острове Иводзима прославляется с таким размахом и значением, что подвиг водрузивших Знамя Победы М.Егорова и М.Кантарии просто меркнет в свете этого «величайшего» события.

«Правда» такова, как это выгодно в соответствии с резонами американской геополитики. В условиях широкого распространения информационных технологий «голливудская» трактовка исторических событий воспринимается как учебник. Происходит переписывание истории. А если учесть, что более половины транслируемых по европейскому телевидению фильмов произведены Голливудом, а 60 проц. каналов распространения видеопродукции в Европе принадлежат американским медиакорпорациям, то можно сделать вывод, что практически большая часть мира смотрит на мировую историю глазами США.

В России 2016 год указом Президента РФ объявлен Годом российского кино. Хочется верить, что этот год станет переломным на фронте кинематографии и позволит прекратить засилье Голливуда не только в наших кинотеатрах, но и в головах зрителей.

Валерий Комиссаров, «Страж Балтики»