12 декабря состоится концерт военного оркестра штаба БФ в Кафедральном соборе



Военные моряки часто принимают у себя в воинских частях и соединениях с концертами оркестр штаба Балтийского флота. Для остальных калининградцев этот музыкальный коллектив известен скорее как парадно-строевой. Но у руководителя оркестра подполковника Романа Иванова и тут планы огромные.
— Роман Викторович, в беседе с людьми искусства этим вопросом принято заканчивать интервью. И все же: каковы ближайшие творческие планы оркестра?

— 12 декабря в Кафедральном соборе военный оркестр штаба Балтийского флота выступит с концертной программой «Шедевры классической музыки».

— Не так давно вы выступали в Калининградском областном музыкальном колледже имени С.В.Рахманинова, теперь Кафедральный собор. С чем связан такой выбор концертных площадок?

— Перед военнослужащими Балтийского флота мы выступаем с разными концертными программами регулярно. Жители же нашего города в основном знакомы с нашим коллективом как бессменным участником парадов, фестивалей и многих других празднично-ритуальных мероприятий самого разного уровня, проводимых командованием Балтийского флота, администрацией города и области. Но мало кто знает, что совсем недавно военный оркестр штаба Балтийского флота как победитель (в первую очередь, за безупречное исполнение концертной программы) смотра-конкурса военных оркестров ВС РФ был удостоен права выступить на таких престижных площадках, как концертные залы Мариинского театра (г.Санкт-Петербург) и Московской государственной консерватории, Красной площади (в рамках международного фестиваля «Спасская башня») и Михайловской батарее (г.Севастополь). Теперь мы обязаны поделиться своими достижениями с нашими земляками и предоставить им возможность взглянуть на нас с новой стороны — как на концертирующий творческий коллектив.

12 декабря состоится концерт военного оркестра штаба БФ в Кафедральном соборе


— Если вернуться к вашему выступлению в музыкальном колледже, какова была реакция публики на музыку духового оркестра?

— Нас принимали великолепно. Это был просветительский концерт. Мы показали многожанровость своего коллектива: прозвучали произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Н.А.Римского-Корсакова, а также джаз, эстрада, музыка из кинофильмов, например, саунд-трек из «Пиратов Карибского моря». В основном в зале были студенты, с одной стороны, люди молодые, с другой — те музыканты, которые в будущем, возможно, придут работать в оркестр штаба БФ.

— А в чём будет специфика концерта в Кафедральном соборе?

— Мы будем исполнять классическую музыку. А это самый тяжёлый жанр для духового оркестра, ведь классика пишется для оркестра симфонического. Поэтому мы вынуждены использовать переложение. Это очень кропотливый труд: написать партии для всех инструментов, не испортив при этом заложенную композитором выразительность. Иногда в процессе репетиций приходится что-то в нотном материале подкорректировать. Особенно тяжело приходится в работе с певцом. Духовой оркестр, в отличие от симфонического, звучит очень громко. Нужно делать инструментовку так, чтобы солист пел свободно, не надрываясь. Это сложно. Заслуженный артист РФ Николай Константинович Горлов на конкурсе в Москве пел песню Мефистофеля в погребке Аэурбаха «Блоха» М.Мусоргского, причём без микрофона, и все отметили, как ему сбалансированно аккомпанировал наш оркестр, который при этом не заглушил певца.

Так как визитной карточкой собора является орган, для декабрьского концерта я выбрал два органных произведения, в частности, Органную фантазию и фугу до-минор Карла Филиппа Эммануэля Баха. Это будет для нас очень ответственно. В программе также произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Дж.Верди, М.Глинки, М.Мусоргского и др.

Кроме инструментальных номеров, в концерте будут исполнены и вокальные произведения в исполнении заслуженного артиста России Николая Горлова, лауреатов международных конкурсов Аркадия Мартиросяна и Юлии Васильковой. Своим мастерством поделятся и солисты оркестра Александр Шкляник и Никита Векшин, которые исполнят фантазию на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто» для двух флейт с оркестром.

Ещё одна задача этого концерта обыграть тот репертуар, который мы покажем в феврале, когда к нам приедет комиссия военно-оркестровой службы ВС РФ во главе с главным военным дирижёром России генерал-лейтенантом В.Халиловым.

— Это плановое мероприятие?

— Да, раз в два года комиссия проверяет состояние всех военных оркестров Вооружённых Сил России. И каждый раз мы готовим абсолютно новую программу. Комиссия слишком хорошо знает наш оркестр и наш репертуар, чтобы мы могли «схитрить». Согласен, можно предположить, что как победители смотра-конкурса военных оркестров ВС РФ мы можем несколько лет почивать на лаврах. Но мы готовимся к предстоящей проверке так, чтобы не только подтвердить своё звание, но и продемонстрировать прогресс в нашей работе. Мы никогда не думаем: «Нам бы троечку...». Если едем на конкурс, то за первым местом. Если принимаем проверяющих, то оркестр они должны увидеть в лучшем виде. Только так я настраиваю свой коллектив.

— Чем будете удивлять комиссию на этот раз?

— Из новых весомых произведений концертного репертуара для показа комиссии органная фантазия и фуга до-минор Карла Филиппа Эмануэля Баха, увертюра к опере Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста» (только самый маститый коллектив берется исполнять это произведение), «Лезгинка» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», которая вряд ли вообще когда-либо исполнялась духовым оркестром (этот номер аранжировал мой молодой коллега Никита Андреевич Векшин), редко исполняемая увертюра к опере Р.Вагнера «Запрет любви».




— В чём вообще заключается проверка оркестра? Наверняка это не просто концерт...

— Конечно. Любая проверка состоит из нескольких этапов.

Первый — концертная программа. Мы должны представить произведения композиторов русской, зарубежной и современной классики, произведения оригинального жанра, обязательно произведения для солиста и оркестра.

Второй этап — показ плац-концерта (наш новый плац-концерт калининградцы видели 9 Мая на День Победы).

Далее — показ служебно-строевого репертуара. Это музыка военно-оркестровой службы для обеспечения воинских ритуалов. Туда входит Гимн Российской Федерации, встречный и строевой марши, развод караулов, «Красная заря», «Славься» М.Глинки. К предстоящей проверке я готовлю «Флотский марш» А.Иваненко. В прошлом году мы открыли для всех встречный марш В.Кручинина. Он заинтересовал нас после просмотра кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Когда Гиммлер со своим штабом сидит и смотрит хронику Ялтинской конференции, звучит этот марш. На долгие годы он был абсолютно забыт, никем не исполнялся. Мы подняли архивы, переложили его на свой состав и открыли для всех участников конкурса.

Вообще хочу сказать, что отбор репертуара — это 80 процентов успеха при проверке. Можно взять гениальное произведение, но исполнить его плохо, а значит, дискредитировать оркестр. А взять материал попроще — это прослыть человеком, который исполняет стандартные произведения. Я стараюсь подобрать музыку, которая меньше всего на слуху и позволяет моему оркестру звучать. Опять же хорошо, когда у слушателей нет шаблонного представления о произведении.

— Роман Викторович, требования к военным музыкантам жесточайшие. И при этом у вас нет ни одной вакансии...

— Да, на сегодняшний день кадровый вопрос решён почти на 100%. Я даже вынужден отказывать обращающимся ко мне потенциальным воспитанникам. Если я беру к себе в оркестр юного музыканта, я должен быть уверен, что к моменту его призыва у меня будет свободная должность. А раз такой гарантии я дать не могу, то не имею и морального права срывать юношу из дома, от родителей, ехать в другой город.

На данный момент несколько военных должностей в оркестре замещают гражданские. С одной стороны, это хорошо, потому что это высококвалифицированные кадры. Но гражданские и военные музыканты — это разные люди с разными статусами. Гражданского, к примеру, не возьмёшь в поход. Опять же, если это пожилой человек, я стараюсь его не перенапрягать. Проще иметь молодого играющего контрактника: вызвал, отдал приказ и требуешь его исполнения.

— Как происходит обновление коллектива?

— Из числа контрактников мы сейчас ждём молодого специалиста-кларнетиста из оркестра Западного военного округа.
Довольно частыми стали обращения граждан республик бывшего Советского Союза, имеющих высшее или среднее специальное музыкальное образование. Проблемой оформления на военную службу данной категории кандидатов становится временное отсутствие гражданства. Для качественного подбора нужных нам музыкантов мы часто используем размещения объявлений по Интернету.

— А калининградские юноши? Во время пребывания в музыкальном колледже не присмотрели вы себе достойные кадры?

— Конечно, это была отличная возможность познакомиться с новым поколением музыкантов. Но им еще нужно закончить учёбу.

Если молодой человек хотел бы сегодня попасть в оркестр Балтийского флота, то лет 10 назад он должен был начать регулярно и упорно заниматься музыкой. Но, как вы помните, 10 лет назад мы находились не в самом лучшем финансовом состоянии, чтобы молодые люди выбирали судьбу военного музыканта. Другое дело — сейчас, когда эта специальность стала престижной и хорошо оплачиваемой. Денежное довольствие военнослужащих по контракту в оркестре в полтора-два раза превышает среднюю заработную плату работника в сфере культуры по Калининградскому региону— в среднем 30 тысяч.

Вообще, я мечтаю, что настанет время, когда ко мне выстроится очередь из высококлассных музыкантов, и я буду выбирать. Свой регион я знаю, знаю всех молодых людей, кто чего стоит. Не все выдерживают в оркестре. Но те, кто остаётся, — это музыканты очень высокого уровня, которому может позавидовать даже Москва. У меня великолепный клорнетист Кирилл Смыков, яркий трубач Алексей Степучев, виртуознейший флейтист Александр Шкляник. Я давно не встречал такого великолепного кларнетиста, как Павел Ермолаев, а также ответственного и высококвалифицированного тубиста Владимира Пенькова. У нас есть, на кого опереться. По большому счёту счастлив тот дирижёр, у которого оркестр поделён на разные группы, и в этих группах есть концертмейстер, ведущий свой микроколлектив за собой. Если у руководителя есть, на кого опереться, оркестр может решить любую художественную задачу. Слава богу, у меня такие люди есть.

Возрастные ограничения 6+

Ирина и Виктор Шелыгины, «Страж Балтики»