Продается база НАТО. Недорого



Сверхсекретная и оснащенная по высшему разряду военно-морская база ушла с молотка за 4,4 млн евро. И где — в Норвегии, входящей в Североатлантический альянс! А теперь здесь базируются российские корабли.
СЕКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ

Эта история наделала много шума в мировом сообществе. Еще бы! Заполучить такую военную базу почти то же самое, что заехать на танках в Брюссель и припарковаться на бульваре Леопольда III, у входа в штаб-квартиру НАТО. Сейчас норвежские власти «жалеют», что база попала к русским, да только назад уже не отыграть. Как же удалось фактически за бесценок угнездиться на секретном военном объекте, в самом логове потенциального противника?

Но давайте обо все по порядку. Базу Олавсверн ( Olavsvern) начали строить в 1950-х годах прошлого века возле границы Норвегии с Россией, недалеко от города Тромсе. Никто не скрывал, что проект затеян исключительно для сдерживания Вооруженных Сил СССР. Наши армия и флот были как никогда сильны, США и натовская Европа «окапывались в полный рост».

Базу разместили в устье глубокого фьорда. Она должна была стать одним из опорных пунктов флота альянса в северных широтах. Выйдя в море, субмарины НАТО могли сравнительно быстро перекрыть нашему Северному флоту путь в Норвежское море и дальше — в Западное полушарие.

Строили подземную гавань всем миром: норвежцы прокладывали тоннели, англичане проектировали фортификационные сооружения, а американцы начиняли бункеры новейшей автоматикой и электроникой. Строительство закончилось в 1967 году и обошлось почти в 500 миллионов долларов — гигантская по тем временам сумма.

В тоннель, вырытый в толще горы в устье глубоководного фьорда, могут одновременно зайти несколько небольших военных кораблей и одна подводная лодка — сравнивать это сооружение с гораздо более крупной базой в крымской Балаклаве некорректно, но в принципе смысл тот же самый. У базы имеется и «наземная» территория — её площадь порядка 13,5 тыс. квадратных метров. Есть и причал — 2,5 тыс. «квадратов». От него вглубь скалы тянется проход к складским помещениям и ремонтным цехам. Помимо основного тоннеля есть и несколько вспомогательных, уходящих в разные стороны. Общая площадь объекта — порядка 25 тыс. квадратных метров. Даже при прямом ядерном ударе находящиеся под землей помещения должны были уцелеть и продолжить функционировать. А в наземной части расположились склады, штабные офисы с комнатами для совещаний, казармы на сотни мест. Военный объект имел выгодное географическое положение, поэтому во времена «холодной войны» база использовалась в основном американскими субмаринами, патрулировавшими Северный Ледовитый океан.

Но с конца 80-х Советский Союз, а потом Россия представляли для НАТО все меньшую угрозу. По крайней мере, так считали в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. А в начале 2000-х тамошние стратеги сочли, видимо, что победили окончательно, что Россия больше не поднимется и что ее флот уже не опасен. Кроме того, бесконечное реформирование объединенных вооруженных сил НАТО в итоге привело к тому, что страны-члены альянса вынуждены за свой счет содержать американские контингенты на территории своих же государств. В связи с этим существенная часть военного бюджета вместо развития национальных вооруженных сил расходуется на покрытие союзных обязательств. В результате ряд европейских государств оказались не в состоянии содержать свои важные стратегические объекты.

ТОРГ УМЕСТЕН

Военные полностью покинули базу в 2002 году, и она была превращена в, пожалуй, наиболее интригующее (и дорогостоящее) из существующих складских помещений. Толкнуть базу решили только в 2009 году. Норвежские власти, устав оплачивать ее содержание, обратились к командованию НАТО с просьбой разрешить ее приватизацию. И в Брюсселе быстро согласились с единственной оговоркой: перед окончательной продажей необходимо обязательно снять с объекта все секретное оборудование и электронику. Правда, Брюссель настойчиво рекомендовал «сбагрить» ненужную военно-морскую недвижимость на территории Королевства, не привлекая международных толстосумов и категорически потребовал от скандинавов искать для этих целей только гражданских лиц. В итоге базу выставили на самый обычный интернет-аукцион.

Продавалась она долго. Поначалу правительство заломило цену в 12 миллионов евро. Но никто не клюнул. Пришлось существенно умерить аппетиты. В итоге в 2012 году Олавсверн купил никому не известный норвежский бизнесмен Гуннар Вильгельмсен всего за 4,4 миллиона евро. По 176 евро за квадратный метр натовской оборонной мощи! Но правительство Норвегии уже на все было готово, лишь бы спихнуть с баланса эту «черную дыру» в скале, куда проваливались миллионы евро налогоплательщиков. А когда дело дошло до демонтажа секретного оборудования, в штаб-квартире НАТО просто махнули рукой: своих проблем хватает, а тут еще тратить деньги на разукомплектование базы — кому охота возиться с такой «мелочью».




А дальше у норвежских властей и командования НАТО начались головные боли. Каково же было их изумление, когда в Олавсверн, как к себе домой, зачастили российские корабли: сначала научно-исследовательское судно «Академик Немчинов», затем «Академик Шатский». Оба судна числятся за «Севморнефтегеофизикой» — их «начинка» позволяет проводить сейсмические и глубинные исследования.

Головная боль со временем прошла — началась истерика.

— Начинка этих судов позволяет проводить глубинные исследования в интересах подводного флота русских, — говорили одни.

— Эти суда связаны с Газпромом, а значит, с самим Кремлем, — рассуждали другие.

Власти вызвали Гуннара Вильгельмсена на ковер. Но улыбчивый норвежец не смутился.

— Да, — подтвердил он. — Я заключил контракт с русскими, они хорошо заплатили.

Разложив по столу натовские же документы, Вильгельмсен убедительно доказал, что ничего незаконного не совершил. В бумагах было четко указано, что ничего секретного и ценного, с точки зрения полководцев Североатлантического альянса, в Олавсверне не осталось.

А вот в чем суть контракта, бизнесмен раскрывать отказался. То ли он продал базу целиком, то ли сдал в долгосрочную аренду — это коммерческая тайна. Хотите, дескать, подавайте в суд. С тем Вильгельмсен и откланялся.

ЗАПАД В ПАНИКЕ

— Мы продали единственную достойную базу подлодок, — сказал журналистам вице-адмирал Эйнар Скорген, бывший командующий северными силами Норвегии. — Это чистое безумие. Мы лишили себя важнейшего плацдарма. У нас с Россией общая граница в Баренцевом море. Очевидно, что наш военно-морской флот должен быть размещен на морской базе в Арктике.

«Становится ясно, что продажа объекта была неверным решением, — отметил президент Норвежской оборонной ассоциации Энн-Маргрет Боллман, в недавнем прошлом офицер ВМС. — Наша боеготовность и готовность гражданского сектора страны теперь сильно ослаблены».

Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Сёрейде попыталась было отыграть сделку назад, да не вышло. А перца всей этой истории добавляет тот факт, что сделку продажи базы от имени правительства Норвегии совершил не кто иной, как Йенс Столтенберг — нынче он трудится генеральным секретарем НАТО.

Кстати, сейчас в альянсе решили, что нужно разворачивать группировку противолодочных сил на ближнем рубеже против российских подводных лодок. И тут выяснилось, что норвежским подводным лодкам из своих баз, которые находятся значительно южнее, идти далеко и долго. НАТО старается вернуть объект, но с правовой точки зрения это создаст значительные проблемы и последствия: придётся изымать недвижимость у собственника, а это по норвежским законам практически невозможно. Да и нынешнее правительство отменять это решение не планирует, так как аренда базы приносит хороший доход муниципальному бюджету.

— Владелец этой собственности может использовать ее как считает целесообразным, — заявил политический советник министра обороны Норвегии Одун Халворсен. — У вооруженных сил нет полномочий, чтобы ввести ограничения или любой мандат, который позволит контролировать гражданские суда, которые находятся в этом доке.

Довольны соседством и местные жители. «Новый владелец базы пообещал нам привлечь в Олавсверн суда, ведь до этого база долгое время простаивала без дела, — пояснил Йенс Йохан Хьёрт, мэр городка Рамфьорд, расположенного по соседству с базой. — Будут заходить корабли, и у жителей города появится возможность подзаработать. В конечном итоге всё это положительно скажется на состоянии экономики».
Словом, из-за разгильдяйства военных чиновников и любителей продать все, что плохо лежит в НАТО потеряли стратегический объект колоссального значения, а Норвегия, судя по всему, надолго получила головную боль и брешь в национальном оборонном щите страны. А использование этой базы российскими кораблями пойдёт только на пользу. Ведь ключевая задача любого военно-морского флота в мирное время — освоение оперативно важных районов. При этом, чтобы вести боевые действия на море, нужно хорошо знать гидрологию района, только тогда удастся эффективно применять свои корабли. Сегодня эти исследования ведутся гражданскими учёными, но возможно, что эти данные будут использованы и ВМФ России.

Николай Остров