Виды пиратов




Корсары, флибустьеры, каперы — как только не называли пиратов. На самом деле, эта классификация строится по довольно строгим правилам.



Тевкры — ближневосточные пираты в XV—XI веков до нашей эры, один из народов моря. Были уничтожены объединенными силами греков во время Троянской войны.
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.

Примерно в 478 году до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.
Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.

Берберские пираты — пираты Северной Африки, курсировавшие на шебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря, но появлявшиеся и в других морях. Помимо нападений на торговые корабли, совершали также рейды и на прибрежные земли для захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко, зачастую являясь их реальными правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Длительное время с ними боролся Мальтийский орден.

Ликеделеры — пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза. Фактически потомки древних викингов и свободолюбивого населения Северной Европы.

Буканьер (от фр.— boucanier) — это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» — решетки из сырого зелёного дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.

Голландские, французские и английские суда часто заходили в заливы острова Эспаньола (нынешнее название — Гаити), на берегах которых жили буканьеры, чтобы выменять их букан и шкуры на ружья, порох и ром. Поскольку Сен-Доменг (французское название острова Гаити), где проживали буканьеры, был испанским островом, то хозяева не собирались мириться с несанкционированными поселенцами, и часто нападали на них. Однако, в отличие от местных индейцев араваков, которых испанцы полностью истребили за сто лет до этого, буканьеры были куда более грозными бойцами. Ими была выведена особая порода больших охотничьих собак, которая могла загрызть несколько испанских, а их ружья имели такой большой калибр, что могли одним выстрелом остановить бегущего быка. К тому же буканьеры были людьми вольными и смелыми, всегда отвечавшими нападением за нападение, и не только на суше. Вооруженные ружьём (4 фута), тесаком, двумя или более пистолетами и ножом, на утлых лодках и каноэ они бесстрашно нападали на испанские корабли и поселения.

Свои модели ружей большого калибра буканьеры заказывали себе во Франции. Управлялись они с ними весьма ловко, быстро перезаряжая и производя по три выстрела, в то время как солдат колониальной армии делал только один. Порох у буканьеров также был особенный. Его делали на заказ только во французском Шербуре, где для этого были построены специальные фабрики. Этот порох так и назывался «poudre de boucanier». Буканьеры хранили его во флягах, сделанных из тыкв, или в трубках из бамбука, залепленных с обоих концов воском. Если в такую тыкву вставить фитиль, то получалась примитивная граната.

Буканир (от англ.— buccaneer) — это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже — синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский «ученый пират» Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского «буканьер» (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.

В 1630 году Испания подписала договор, разрешающий поселенцам из Англии и Франции обосноваться на некоторых землях испанских владений. Но межнациональные схватки и грабежи продолжались почти так же, как и раньше. Появление на этих землях африканских рабов и дешевой рабочей силы привело к тому, что большая часть переселенцев из Европы осталась без работы. Они постепенно перебирались на остров Эспаньолу в Карибском море, где жило много беглых рабов, дезертиров и преступников.

На Эспаньолу испанцы завезли тогда свиней, котроые расплодились там в великом множестве и служили пищей всему населению острова. Индейцы научили поселенцев зажаривать свиные туши целиком на открытом огне, что называлось «бюккан» или «букан». Вскоре такая жареная свинина стала их любимым блюдом, а сами они получили прозвище «буканьеры».

Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски — freebooter) — «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».

Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились её раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.

Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение — по-английски agreement, по-французски — chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке (в 1658—1671 годах) — 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры — на англичан и голландцев.





Кто такие корсары? После распада западной части Римской империи в 476 г. н.э. финикийские пираты все еще орудовали в Средиземном море. Но их нападения стали очень редкими по сравнению с налетами киликийцев.

В первой половине 7 века пророк Мухаммед основал религию, которая называется ислам. Новая вера быстро распространилась по арабским странам и к 9 веку укоренилась на Ближнем и Среднем Востоке и во всей Северной Африке.

В Европе это не вызывало одобрения. Многим христианам не нравилось, что святая земля, где жил Иисус Христос, оказалась теперь в руках мусульман. Более того, они боялись, как бы их собственная вера и образ жизни не были сметены исламом.

За этим последовали целые века кровопролития, на протяжении которых христиане и мусульмане сражались за контроль над странами и торговыми путями Средиземноморья. В ходе этой борьбы родился новый тип пиратов – корсары.

Корсары-христиане нанимались правительствами христианских стран для нападений на мусульманские суда и города. и точно так же правительства мусульманских стран использовали своих корсаров для захвата и грабежа христианских судов и городов. И христианские, и мусульманские правительства считали пиратство эффективным способом подорвать вражеское могущество и укрепить свои позиции.

Мусульманские корсары отдавали большую долю своих сокровищ и доходов деям – военным лидерам мусульманских арабских стран Северной Африки.

Христианским корсарам поручалось нападать на мусульманские корабли правительствами Сицилии, Монако, Сардинии и Испании. Многие из них работали на иоаннитов – военный орден, учрежденный для защиты христианской веры. Рыцари ордена получали от своих корсаров солидные взносы.

Корсар — слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер. В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих «морских партизан», так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).

Конец корсаров. В XVIII веке французские и английские правительства стали посылать свои корабли в Средиземное море. По мере того как все больше стран подпадало под европейское влияние и контроль, мусульманские корсары начали исчезать. В свою очередь арабские страны одна за другой отказывались от морского разбоя и рабства, и христианские корсары тоже исчезали. Последние корсары были взяты в плен в 1830 году, когда в Алжир вторглись французские войска.

Людей, грабивших испанские корабли, которые везли сокровища, пиратами называли только испанцы. Вообще же это были каперы, отдававшие большую часть захваченной добычи своим хозяевам (обычно ими были враждебные Испании государства), оставляя себе лишь небольшую долю. Но все равно каперы имели возможность стать очень богатыми людьми. Они часто мошенничали и грабили сокровища. А власти не препятствовали людям, которые добывали столько денег.

Испанцы пригрозили, что будут вешать каждого, кто нападет на их корабли, однако это не остановило английских и французских каперов. Поэтому, начиная с 1543 года, испанские корабли выходили в море крупными флотилиями, чтобы отпугивать пиратов.

Из-за этого каперам стало гораздо труднее захватывать корабли в море, и они перешли к нападениям на портовые города в испанских владениях.

Капер — частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque — каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern — захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар, а в англоязычных странах — приватир.

Витальеры без стеснения занимались морским разбоем. Район их действий простирался от Финского залива до Ла-Манша, а базы располагались не только на Готланде, но и на островах, принадлежащих Дании, на германском побережье Северного и Балтийского морей.

Приватир (от англ. privateer) — это английское название капера или корсара. Слово «приватир» не столь древнее — его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.

Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования — Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.

Клефты или морские гайдуки (хайдуты) — греческие пираты в эпоху Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.

Анна Коско, главный библиотекарь старшего отдела ГБУК «Калининградская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара»