Первенец миноносного флота


75 лет тому назад, 30 октября 1938 года вступил в строй боевых кораблей ВМФ СССР эскадренный миноносец «Гневный» (пр.7) – первый головной и первый серийный эсминец нового поколения.



Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 10 июля 1932 г., а технический проект корабля разработан в 1934 г. 21 декабря 1934 г. общий проект «серийного эсминца» был утвержден Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) СССР. Первым эсминцам новой постройки было присвоено цифровое обозначение «проект 7». Новые эсминцы не поддавались никакому сравнению от эсминцев дореволюционной постройки типа «Новик». Головному кораблю в серии, которую вскоре стали называть «сталинской», дали имя «Гневный». Проект эсминца создавался в конструкторском коллективе Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), главным инженером которого являлся В. А. Никитин, и разрабатывался под его общим руководством и наблюдением. Непосредственными помощниками Никитина являлись инженеры П. О. Трахтенберг, Ф.Е. Бесполов и Г. А. Гасанов. Представителем наблюдения от ВМФ был А.Э. Цукшверд. Начальником ЦКБС-1, так в то время стало называться бюро, осенью 1933 г. был назначен инициативный инженер-механик В.Л. Бжезинский.

Реввоенсовет СССР ходатайствовал перед СТО о разрешении привлечь иностранную — итальянскую — техническую помощь для проектирования механизмов корабля. Новейший итальянский эсминец «Мистрале» стал прототипом при разработке данного проекта. Созданием главной энергетической установки эсминца (ГЭУ) руководил начальник механического отдела ЦКБС-1 А. В. Сперанский, обладавший многолетним инженерным опытом. Расположение ГЭУ предусматривалось линейное: три паровых котла находились в трех смежных котельных отделениях друг за другом, и так же друг за другом в двух машинных отделениях размещались турбины. Между турбинными отделениями был отсек вспомогательного котла. Эсминцы были кораблями полубачного типа. Полубак занимал примерно 1/3 длины корабля. В кормовой части полубака разместили двухъярусную надстройку, сверху которой находилась ходовая рубка и ходовой мостик. Корпус разделялся поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Корабль имел две мачты и одну дымовую трубу. ГЭУ занимала шесть отсеков средней части корабля. Для корпуса эсминца впервые была применена маломарганцовистая сталь, сварка которой в то время была еще не вполне освоена, поэтому корпус корабля был клепанным. Однако переборки, палуба, платформы были сварной конструкции. Распределение электроэнергии в силовой сети осуществлялось по магистральной системе, с кабель-трассами по обоим бортам.




«Семерки» строились на нескольких заводах страны. Наиболее подготовленными к решению поставленной задачи оказались Северная судостроительная верфь в Ленинграде (ССВ) (с 1935 г. — завод им. А. А. Жданова, с 1992 г. — ОАО «Северная верфь») и Николаевский государственный завод (НГЗ) им. А. Марти. Строительство эсминцев предусматривалось также на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе и НГЗ им. 61 Коммунара. Закладка головного состоялась на Северной судостроительной верфи в г. Ленинграде, и это предприятие явилось головным в постройке эсминцев данного проекта для нужд Балтийского флота.

Сергей Гуров


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: