Путь воина


Что такое воин? Каким образом осуществлялось приобщение молодых защитников Отечества верви-сословию воинов в древней Руси? Об этом размышляет калининградский историк-реконструктор Дмитрий Голубков.



- На Руси было изначально несколько настоящих сословий, называемых верви (от санскритского «варна» — цвет): жрецы, воины, свободные (купцы, ремесленники, смерды-крестьяне); отверженные в расчёт не принимались, так как не обладали никакими обязанностями, а, следовательно, и правами (ибо чем больше прав, тем, соответственно, больше обязанностей – на таких социальных весах, исключавших маргинализм, и зиждилось древнерусское общество). Естественно, что люди участвующие в войнах, владеющие оружием, постоянно рискующие своим здоровьем, и от которых, буквально, зависели жизнь и благополучие остальных сословий, являлись особенными во всех отношениях. Именно поэтому посвящение в воины обладало не меньшим значением, чем, например, заключение мира или объявление войны. Смысл посвящения состоял в прохождении испытания, в ходе которого инициирующийся словно бы «умирал» для прошлой жизни в результате преодоления «пограничного состояния» и «рождался» уже полноправным членом воинского сословия. Причём, часто такие испытания носили больше психологический характер – ведь что смог один родович, то может и другой; хотя на самом деле испытания были крайне тяжелы. Также следует отметить, что не было одного единого общего воинского посвящения для всех союзов племён (княжений) сразу. Естественно, что содержание воинского испытания зависело и от местности проживания, и от качества враждебного окружения, и от излюбленного оружия рода (или княжения), и от священных животных рода. То есть воинское посвящение у наших предков никак нельзя назвать «ненужным театрализованным пережитком». Напротив, инициация готовила отрока ко всему, с чем ему предстоит столкнуться, кем предстоит стать, и что ему следует знать.

Сословие воинов происходит от сословия охотников, то есть людей добытчиков пищи, защитников племени от хищников и других племён. Короче говоря, охотник (а, значит, впоследствии, и воин) мог распоряжаться чужими жизнями на основании своего законного положения в роду. Что может быть для охотника опаснее и священнее сильного и хитрого зверя? Например, медведя, волка или рыси? Как правило, «звери рыскучие» или «птицы клевучие» и являлись легендарными прародителями рода, поэтому столкновение со священным зверем носило знаково-ритуальный характер: мол, сам Прародитель решил на меня взглянуть, узнать кто же его потомок; поэтому надо выказать почтение Зверю, уважить его, заставить его гордиться своим родом. Как же это сделать? Одним из способов такого приобщения являлась схватка со священным зверем, целью которой было показать Предку, что потомок его силён и хитёр как сам Первозверь, что мощь рода не угасла, и что род продолжает плодить ловких и мужественных юношей, не уступающих Предку, поэтому он может быть спокоен. В процессе схватки зверь мог быть убит, а впоследствии ритуально сожжён (или съеден по-принципу: «Из рода вышел – в род вернулся»). Особым знаком считалось получить отметину Зверя: рану от зубов или когтей; причём, учитывалось также, где именно Зверь оставил свой след. Например: на груди – значит храбрый, на челе – значит мудрый, на руках – сильный, на ногах – быстрый. Кстати, отсюда и поговорка, что «шрамы украшают лицо мужчины». Иногда, от посвящаемого в охотники (воины) требовалось добыть какую-либо часть животного: например, клык, перо, коготь или хвост, то есть то, чем Первопредок выделялся и славился. Бывало и такое, что испытуемый погибал при прохождении посвящения. В таком случае, считалось, что в самый ответственный миг («пограничное состояние») инициирующийся показал свою суть и первоЗверь решил, что такой родович принесёт своему племени больше вреда, нежели пользы. Но, ни в коем случае нельзя подобное отношение назвать жестокостью и «бесчеловечностью», нельзя воина мерить общей меркой – он другой, он знал на что идёт и что его ожидает. Воин, варвар – прагматик, реалист, живущий настоящим. Именно от от него зависит жизнь невоинов. Ежели слабый погибает, то на то он и слабый, так как не смог подтянуть себя на общеродовую ступень развития. А зачем роду обуза? Ведь она будет отвлекать силы необходимые для поддержания благоденствия племени, поэтому, смерть одного – всегда есть жизнь другого.






Впоследствии, воинские посвящения приобрели характерные отличия от охотничьих инициаций учитывая особенности непосредственно воинства. Воины отошли от добычи пищи и переключились на охранительно-завоевательные функции. Теперь приобщение к сословию воинов носило мировоззренческо-боевой смысл и стало, так сказать, более разнообразным.

Одним из видов такого воинского посвящения, дошедшего до наших дней, и реализуемого в некоторых клубах славяно-горицкой борьбы стало проявление своего воинского духовидения и силы воли. Посвящаемый сначала должен полностью голодать (дозволяется только чистая вода) по одному дню в неделю; потом доходит до трёх раз в неделю. Далее полный голод отнимает целую неделю в месяц (естественно, путём постоянных тренировок, иначе можно просто умереть от истощения). В процессе таких временных голодовок, друзья испытуемого выкладывают на чистой лесной полянке, недалеко от ручья или речки, круг из шести, восьми или двенадцати огромных камней, под одним из которых прячут рубаху с узорочьем, воинский пояс и меч. Следует отметить, что меч – это единственное оружие, имеющее чисто воинское происхождение, и для владения которым требуются специальные навыки и умения. Ведь та же боевая секира происходит от обычного сельского колуна, кистень – от зернового цепа, копьё – от палки-копалки, и только меч создан лишь для боя. Итак, посвящаемый обязан в течение двадцати трёх дней прожить без пищи в выложенном каменном кругу, отлучаясь лишь по нужде или утолить жажду. К концу своей трёхнедельной голодовки, будущий воин должен увидеть во сне, под каким из камней лежат пояс, рубаха и меч. Ежели увидел верно, то посвящение в воины состоялось успешно. А ежели нет, то… всё повторяется заново. Ритуальное голодание имеет ещё и чисто физиологическое значение. В процессе постепенного наращивания времени голодовки и потребления огромного количества чистой воды, организм целенаправленно очищается от биологического мусора, всяких шлаков, лишнего жира и… опять можно сказать, что человек словно бы «умирает» для внешнего биотического мира и «рождается» заново лишь благодаря своей силе воли и желанию стать Воином.

Справка «СБ»
Инициация воина – это традиция древней Руси. Сегодня этот обряд остается жить только в исторических клубах. Время меняет не только правила ведения войн, мораль, но и мировоззрение людей. Оно другое, чем у наших предков. И все же сквозь века прошла главная идея инициации воинов – испытание духа и клятва на верность своему народу. Военная служба – это тоже испытание. В воинском коллективе, как и прежде не любят слабость, презирают трусость и приветствуют великодушие и славят храбрость. Такова суть служения Отечеству, идущая корнями в глубокое прошлое.

Подготовил Виктор Шелыгин


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: